ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Целью исследования стала ситуация вокруг будущего высшего образования России. Она сложилась не вчера, но последние события в мире подтолкнули к принятию решения по реформированию существующей системы. Кого-то устраивает действующая (номинально) болонская система, а кто-то радеет за старый добрый специалитет. Авторы решили высказать свою точку зрения на данную проблему, так как им не все равно в какой системе образования работать.
Авторы рассмотрели историю развития российского высшего образования: от монархического до современного периодов. Оценили каждый из них. Выявили положительные и отрицательные тенденции системы высшего образования. Сравнили болонскую систему со специалитетом.
Опираясь на многолетний преподавательский опыт работы в вузе; проанализировав открытые публикации коллег, можно сказать, «что должно и чего не должно быть» в новой системе. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства.
Привлекательность дистанционной формы обусловливается следующими принципами: гибкость; модульность; экономическая эффективность; автоматизация контроля; использование специализированных технологий и средств обучения (видеоконференции; тестовые оболочки; чаты; блоки проверки посещаемости; автоматизированная рейтинговая системы и т.д.). Положительный опыт последних десяти лет – использование электронных учебных комплексов внутри читаемых дисциплин.
Вывод, оставить электронные комплексы в ассортименте педагога. При этом, необходимо помнить и о негативных для образования последствиях использования дистанционных технологий: отсутствие контакта между студентом и преподавателем; отсутствие контроля за качеством приобретаемых знаний; безопасность передаваемой информации между обучаемыми и обучающими; необходимость наличия мощной технической базы у участников образовательного процесса и их уровень подготовленности при работе с новыми системами и программами
Нулевое тестирование абитуриентов показало несформированность у них навыков логического мышления, обрывочность знаний и отсутствие системности. Однозначно, необходимо отказаться от системы ЕГЭ при наборе абитуриентов.
Остро встает вопрос с некоторыми специальностями: наблюдается переизбыток менеджеров, бухгалтеров, юристов. При этом ощущается нехватка, например, специалистов IT-сферы, инженеров. Необходимо скоординировать список специальностей для подготовки таких специалистов, которые будут востребованы через 5–10 лет.
За последние двадцать лет количество часов на одну ставку преподавателя увеличилось с 720 до 900 часов, что, естественно, сократило время (да и желание) на науку. Необходимо возродить систему переподготовки профессорско-преподавательского со- става, обеспечив модификацию знаний и применяемых технологи в процессе обучения. Необходимо поднять престиж профессии преподавателя, его мотивированность.
Специалитет подтвердил свою жизнеспособность. Нужно только дополнить его, подтвердившими свою эффективность технологиями.
Высказанные предложения найдут отражение в организации дальнейшей работы в качестве преподавателя высшей школы.
Статья посвящена вопросам дистанционного обучения основам пожарной безопасности трудоспособного населения (работников организаций). Традиционные формы обучения не в полной мере отвечают современным запросам на получение знаний в этой сфере. Применение дистанционной формы обучения позволяет реализовать потребности по приобретению и актуализации необходимых компетенций в области пожарной безопасности при опосредованном взаимодействии обучающегося специалиста и преподавателя. Востребованность этой формы обучения, эффективность усвоения учебного материала во многом за- висит от соотношения применяемых цифровых технологий в образовательном процессе.
Целью исследования является анализ современных технологий организации образовательного процесса дистанционного обучения основам пожарной безопасности для повышения качества образовательных услуг и мотивации работников организаций к обучению в дистанционном формате. Постоянное развитие компьютерных технологий обуславливает совершенствование дистанционного формата обучения, поиск новых методических решений.
Материалы и методы. Итоги исследования были получены в результате анализа существующих разработок и подходов к дистанционному обучению. Рассмотрены работы по организации дистанционного обучения в целом и обучению основам пожарной безопасности в данном формате российских и англоязычных исследователей. Проведен анализ передовых практик и технологических инноваций в области дистанционного обучения. Правовой базой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации. Методологическая основа исследования включает методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, моделирование), графический и сравнительный метод.
Результаты. Авторы провели сопоставление очной и дистанционной формы обучения. Рассмотрены общие характерные факторы, а также особенности дистанционного формата обучения. Современные дистанционные технологии образования используют программное обеспечение, аппаратные средства и образовательные теории для облегчения процесса обучения и повышения усвоения знаний. Так, виртуальная среда обучения представляет собой комплекс компьютерных технологий и педагогического дизайна, позволяющий оказывать качественное влияние на формирование и актуализацию компетенций в области пожарной безопасности. Организация обучения в данном формате является эффективным решением не только для работника организации (слушателя) но и для преподавателя. Дистанционное обучение в области пожарной безопасности, организованное на базе виртуальной среды обучения, может обеспечить предаттестационную подготовку работников организаций, а преподавателю возможность применения современных средств обучения для образовательного взаимодействия.
Авторами предложена схема образовательной среды для слушателя, а также алгоритм работы преподавателя в формате дистанционного обучения основам пожарной безопасности. Даны рекомендации по организации и представлению учебного материала, учитывающие психологические особенности восприятия информации, а также профессиональную специфику слушателей.
Заключение. Развитие современных цифровых технологий оказало влияние на организацию обучения на всех ступенях образования, в том числе и на профессиональное обучение работников организаций. Для достижения высоких образовательных результатов и приобретения необходимых компетенций в области пожарной безопасности необходимо совершенствование системы цифровизации образовательной среды, трансформации форм подачи материала и внедрение инновационных технологических средств обучения. Качественное обучение специалистов организаций окажет влияние на формировании пожаробезопасного поведения, снизит риск возникновения пожара на территории организации.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
Цель исследования. В статье рассмотрены проведенные исследования и дальнейшее развитие современных киберфизических систем интернета вещей (CPS IoT). Исследователями в области психологии, логики, лингвистики, философии, для изучения искусственного интеллекта, использовались многие, отличные друг от друга модели этого феномена «человек». В настоящее время поиски новых подходов продолжаются. Один из интересных подходов лежит в развитии применения когнитивных механизмов, которые использует человек в решении повседневных задач. Рассматривается применение методов гештальт-обработки состояний CPS IoT – картины мира, для решения все расширяющегося круга задач. Для гештальт-обработки могут использоваться гибридные или, как их еще называют, комбинированные модели для решения различных задач киберфизических систем интернета вещей, связанных с прогнозированием показателей функционирования социально-экономических систем. Для этого можно использовать давно известный подход к гибридизации, суть которого в разбиении всего множества исходных данных на подмножества исходных данных. Показаны основные этапы гештальт-обработки и один из начальных этапов – формирование потребности. Представлены значимые моменты организации взаимодействия модулей CPS IoT с окружающей средой. В демопримере рассматривается CPS IoT музея-усадьбы. Описаны основные элементы формирования потребности CPS IoT при организации и проведении экскурсии.
Материалы и методы исследования. Для решения задач в рамках гештальт-обработки CPS IoT требуются новые методы и наработки специалистов в области интеллектуальных систем. Для гештальт-обработки могут использоваться гибридные, комбинированные модели для различных задач киберфизических систем интернета вещей, связанных с прогнозированием показателей функционирования социально-экономических систем. Можно использовать давно известный подход к гибридизации, суть которого в разбиении всего множества исходных данных на подмножества исходных данных. Возможно использование гештальт-обработки в рамках целостного подхода при разбиении на подмножества исходных данных – кластеры. В рамках когнитивного подхода используются чувственные образы, концепты-представления, концепты-сценарии и гештальты. Гештальт CPS IoT можно рассматривать как один из подходов к решению современных задач в рамках технологии Индустрия 4.0 (Industry 4.0). В статье описываются интеллектуальные киберфизические системы с применением методов гештальт-обработки их состояний – картины мира. Рассматриваются подходы к использованию потребностей и один из множества подходов формирования потребностей киберфизических систем интернета вещей.
Результаты. Предложены, в рамках когнитивного подхода, концепты-представления CPS IoT для возникающих (появляющихся) потребностей и их фиксации. После фиксации потребности в качестве основных этапов ее формирования выделены: конкретизация события, сбор для потребности актуальных исходных данных; формирование (складывание из воспринимаемой информации) гештальта: проверка состояния необходимых элементов, поиск ресурсов в среде; организация контакта с окружающей средой. Данные этапы формирования потребности относятся к CPS IoT любой природы и ориентированы на любые задачи интернета вещей. Целесообразно сохранять сценарии формирования потребностей для возможного повторного использования в будущем. В демо-примере показан пример формирования потребности для CPS IoT при проведении экскурсии.
Заключение. В статье рассмотрен когнитивный подход, связанный с использованием и развитием интеллектуальных киберфизических систем для интернета вещей и интернета всего. Рассмотрены основные этапы формирования потребности CPS IoT. Реализация предложенного подхода, развитие и ис- пользование концептов-гештальтов позволит отражать CPS IoT с новыми эмерджентными свойствами.
В настоящее время широкое распространение получили распределенные вычислительные системы (ВС) с параллельной обработкой информации. В процессе разработки распределённых вычислительных систем возникает задача анализа влияния параметров рабочей нагрузки и структуры на показатели её производительности. Особое внимание в ходе решения данной задачи следует уделить оценки времени нахождения заявок в очередях в зависимости от алгоритмов приоритезации.
Для оценки временных характеристик ВС можно использовать различные методы моделирования, наиболее эффективным из которых является имитационное моделирование. При этом важно не только провести моделирование, но и удостовериться в точности полученных результатов.
Целью данного исследования является при использовании имитационного моделирования получение временных характеристик распределенной ВС с заданной точностью, оценка потребного времени моделирования.
Для решения этой задачи была разработана имитационная модель, отражающая во временной области функционирование распределенных ВС с учетом алгоритмов приоритезации, а также модель рабочей нагрузки, соответствующей рассматриваемому классу вычислительных систем. Для реализации модели использовался язык GPSS. На основе полученных результатов моделирования можно сравнить влияние различных алгоритмов обработки приоритетов заявок в зависимости от параметров рабочей нагрузки и структуры. Для оценки точности результатов моделирования использовался регенеративный метод анализа моделей, основанный на понятиях регенеративного процесса и точек регенерации.
В статье приводятся результаты исследований оценки точности среднего времени нахождения заявок в очереди в зависимости от алгоритмов приоритезации при использовании регенеративного метода, а также необходимое время моделирования для достижения желаемой точности. Благодаря этому появляется возможность обоснованно рекомендовать наиболее выгодный из рассматриваемых алгоритмов приоритезации к реализации в разрабатываемой вычислительной системе в зависимости от предъявляемых требований.
Приведенный подход к анализу функционирования распределенных ВС и оценке их временных характеристик также несомненно будет полезен для использования в учебном процессе для обучения студентов по курсам «Вычислительные системы» и «Имитационное моделирование».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
Цель исследования. Цель работы заключается в описании возможностей включения заданий на проектирование, разработку, использование и опытно-экспериментальную оценку «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики для развития их предметно-методической готовности.
Формирование и развитие предметно-методической готовности является основной целью профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. Процесс создания «перевернутых» учебных ресурсов требует от их автора достаточно серьезной предметной и методической подготовки. Потенциально включение заданий на проектирование, разработку, экспертизу, практическое использование и оценку «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики способно создать условия, способствующие формированию компетенций будущих педагогов для выстраивания комплексного образовательного процесса в цифровой среде. Поскольку, с одной стороны, в таких дидактических средствах учебное содержание должно быть представлено систематизировано и структурировано, обладать логикой и иерархическими связями. С другой – включаемые в ресурсы проблемные вопросы должны отражать конкретные предметные образовательные результаты в соответствии с заданной таксономической моделью в учебной программе.
Материалы и методы. В статье на основе анализа теоретических и методических источников обосновывается актуальность проблематики поиска новых способов и средств реализации дополнительной предметной подготовки по математике и информатике как школьников, так и будущих учителей в контексте цифровизации образования. Представляется анализ примеров «перевернутых» учебных ресурсов, являющихся результатами выполнения проектных заданий обучающимися бакалавриата Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Через теоретико-методическое обоснование синтезируются основные возможности включения заданий на работу с такими ресурсами на разных этапах профессиональной подготовки будущих учителей математики и информатики в педагогическом вузе.
Результаты. В настоящем исследовании была актуализирована проблематика, связанная с возможностью включения «перевернутых» учебных ресурсов как цифровых дидактических средств в программы подготовки будущих учителей математики и информатики. Представлена и обоснована позиция авторов по вопросу о назначении такого рода средств обучения в контексте процессов цифровизации образования. Были продемонстрированы примеры результатов выполнения в течение 2021–2022 учебного года проектных заданий студентами старших курсов. Приведены ключевые дидактические и информационно-технологические особенности, возможный инструментарий для создания «перевернутых» учебных ресурсов. Конкретизирована дефиниция предметно-методической готовности будущего учителя математики и информатики как существенной составляющей готовности профессиональной. Описаны возможности усиления предметно-методической подготовки за счет включения заданий на работу с «перевернутыми» учебными ресурсами: аналитических – на младших курсах при освоении дисциплин, связанных с применением цифровых технологий в образовании; проектных – на средних курсах при освоении методических дисциплин; опытно-экспериментальных и экспертных – на старших курсах при прохождении производственной (педагогической) практики и освоении заключительных дисциплин профессиональной образовательной программы высшего педагогического образования.
Заключение. В заключении работы обобщаются полученные результаты и выводы, приводятся ключевые позиции авторов по вопросу включения «перевернутых» учебных ресурсов в профессиональную подготовку будущих учителей математики и информатики.
Материалы статьи могут представить интерес для преподавателей педагогических вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов, представителей школ, сотрудничающих с организациями высшего педагогического образования, исследователей в области цифровизации и цифровой трансформации образования.
Целю данного исследования являлось описание новых подходов практической реакции образовательного процесса подготовки специалистов бизнес-информатики на современные вызовы цифровизации общества в области формирования эмоционального интеллекта выпускников вузов. В условиях неопределенности, неустойчивости, высокой турбулентности внешней среды требования бизнеса к выпускникам системы образования существенно меняются: идет трансформация приоритетов требований от простого формирования объема знаний к навыкам и умениям проявлять способность работы в экстремальных условиях, обладанию стрессоустойчивости, высоким эмоциональным интеллектом. Практика ведения бизнеса показывает, что в условиях постпандемии и турбулентности внешней среды существенно нарастают элементы эмоционального и профессионального «выгорания» сотрудников, что вдет к снижению производительности и качества труда. Эти обстоятельства индицируют насущную актуальность мобильной перестройки процесса подготовки специалистов, прежде всего в области цифровизации бизнеса и общества в целом.
Материалы и методы. В данном исследовании применялся междисциплинарный подход, реализовывавшийся на пересечении педагогики, менеджмента, культурологии, философии бизнеса, психологии, математической статистики, информационных технологий. При изучении текущего состояния проблемы по источникам информации, имеющимся в открытом доступе, использовался метод контекстного анализа и синтеза фактологического материала. Исследование проводилось с 2019 по 2022 гг. в Финансовом университете при Правительстве РФ среди студентов 4-го курса бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры направления обучения «Бизнес-информатика», обучающихся по профилю «ИТ-менеджмент в бизнесе». Проведение анализа существующей системы подготовки специалистов показывает, что она не способна даже после магистратуры предоставить бизнесу работников, способных осуществлять свои функциональные обязанности с высокой степенью стрессоустойчивости, хорошим управлением эмоциями, эффективными практическими навыками в информационно-коммуникационных процессах в условиях неопределенности и высокой турбулентности.
Результаты. По результатам анализа информации, имеющейся в открытом доступе, выявлены основные тенденции в изменении требований к практическим навыкам и умениям выпускников вузов по специальности «Бизнес-информатика». Использование обратной связи с выпускниками Финансового университета, работающими в бизнесе, а также с их руководителями-работодателями составлен перечень основных компетенций, которых не хватает в современном образовательном процессе вузов, или которые лишь фрагментарно представлены в перечне Федеральных государственных образовательных стандартов РФ. Авторами данной работы на протяжении последних четырех лет провалилась оценка уровня компетентности выпускников бакалавриата и магистратуры по направления обучения «Бизнес-информатика». Этот результат показал острую необходимость перенесения акцентов образовательного процесса с формирования типичного набора знаний у обучающихся в сторону формирования навыков и умений в области работы в экстремальных условиях, формирования стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта. В рамках возможных коррекций рабочих образовательных программ обучения бакалавров и магистров направления «Бизнес-информатика» авторы начали применение методов и технологий формирования эмоционального интеллекта, использования инструментов оценки и самооценки уровня компетентности в элементах, определяющий эмоциональное формирование и развитие личности.
Заключение. Анализ ведения бизнеса в условиях пандемии и высокой турбулентности внешней среды показал важность трансформации системы подготовки кадров в сторону пере- носа приоритетов в область формирования умений и навыков работы в экстремальных условиях, умений управлять эмоциями. Система высшего образования с точки зрения современных требований бизнеса обязана формировать наряду с общим объемом знаний (Intelligence Quotient, IQ) у выпускников вузов эмоциональный интеллект (Emotion Quotient, EQ). Опыт оценки выпускников бакалавриата и магистратуры направления обучения «Бизнес-информатика» Финансового университета при Правительстве РФ, показывает недопустимый с точки зрения требований бизнеса, низкий уровень EQ. Однако уже при фрагментарном введении базовых элементов формирования EQ в ходе реализации программ подготовки магистров на 1-м и 2-м курсах, уровень базовых компетенций в области формирования эмоционального интеллекта существенно повышается.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
Цель исследования. Статья посвящена вопросам анализа и обоснования эффекта цифровой трансформации предприятий на основе разработки эффективных бизнес-моделей, поддерживающих современные цифровые технологии и обеспечивающих повышение производительности труда. Проведен критический анализ влияния цифровизации на эффективность бизнеса. Показывается, что внедрение современных цифровых технологий автоматически не повышает эффективность деятельности компаний, а необходимо проведение изменений внутри компании в рамках новых бизнес-моделей. Поставлена актуальная задача исследовать модели изменения организационно-экономических отношений на предприятиях в результате адаптации принципов и методов научной организации труда (НОТ) применительно к новым цифровым технологиям.
Материалы и методы исследования. В статье проводится аналитический обзор большого числа публикаций, посвященных обоснованию эффекта цифровой трансформации предприятий и организаций. В качестве методов исследования предлагается анализ комплексного изменения механизмов координации исполнителей бизнес-процессов, перераспределения их функций, модификации организационной структуры предприятия на основе метода научной-организации труда. Применение совокупности перечисленных методов позволит осуществлять внедрение корпоративных информационных систем в соответствии с бизнес-моделью, адекватной условиям функционирования предприятия, с учетом принципов и методов научной организации труда.
Результаты. Предложено разделять внешний и внутренний аспекты цифровой трансформации предприятия. В качестве внешнего аспекта обосновывается влияние цифровых технологий на изменение бизнес-моделей под углом зрения новой бизнес-стратегии. В качестве внутреннего аспекта предложено рассматривать изменение организационно-экономических отношений работников предприятий в производственных и бизнес-процессах с учетом принципов и методов научной организации труда.
Заключение. Новизна исследования заключается в обосновании эффекта цифровой трансформации предприятия на основе развития принципов и методов научной организации труда (НОТ); в системности рассмотрения концепции цифровой трансформации, в которой условием необходимости является применение адекватных цифровых технологий в бизнес-процессах предприятия, а условием достаточности – изменение организационно-экономических отношений в рамках внедряемых бизнес-моделей.
В качестве рекомендации обоснована потребность включения в национальные технологические инициативы исследований по адаптации методов научной организации труда применительно к цифровой трансформации отечественных предприятий и организаций. Эти исследования должны основываться на достижениях российской научной школы в областях системного анализа, кибернетики и информатики.
ISSN 2079-5939 (Online)