НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
Цель. Данная статья посвящена анализу вопросов применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях. Актуальность работы объясняется тем, что вопрос о цифровизации образовательной среды привлекает внимание исследователей. Так, в 2019 году был разработан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в котором предлагался план мероприятий до 2024 года, направленных на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования».
Материалы и методы. Новые технологии требуют новых подходов к обучению, переработки содержания обучения и выработки новых принципов. Несмотря на обилие научных работ, написанных по данной проблеме, авторы статьи вносят свой вклад, делая критический обзор существующей литературы, а также описывая свой опыт преподавания иностранного языка в эпоху цифровизации, отвечая на следующие исследовательские вопросы:
1. Какие цифровые средства обучения лучше использовать на занятиях по иностранному языку в вузе,
2. Как общаться педагогу со студентами в цифровой сети,
3. Как осуществлять качественные контроль и оценку знаний?
Результаты исследования. В качестве вопросов, заявленных и решаемых авторами, выступают проблемы академического обмана, потеря концентрации, адекватного оценивания работы студентов на цифровых платформах. Онлайн занятия вызывают сложности как организационного, так и методического характера. Самые распространенные затруднения, с которыми сталкиваются педагоги, это снижение вовлеченности учащихся в процесс обучения, повышение соблазна академического обмана, а также сложность организации парной и групповой работы. В статье проведен тщательный анализ самых популярных цифровых средств обучения с выявлением их преимуществ и недостатков. Также предложен алгоритм, направленный на решение основных трудностей: описаны приемы повышения интереса студентов при работе с цифровыми технологиями, рассмотрена речевая ценность учебного материала, приемы обновления типичных заданий, исправления друг друга, реагирования, удержания внимания. Данный анализ проведен на основе принципов, сформулированных Е.И. Пассовым, а именно: речевая ценность материала, индивидуализация заданий и новизна. Вышеупомянутые решения позволяют педагогу разнообразить виды деятельности на уроках и увеличить мотивацию студентов без привлечения специальных дополнительных средств обучения.
Заключение. В статье также предложены дополнительные платформы и приложения, которые позволяют разнообразить виды деятельности на уроке и проводить контроль знаний. Отдельный раздел статьи посвящен контролю знаний студентов в цифровой среде. Представлены рекомендации как использовать дополнительные ресурсы и приложения, позволяющие создавать тесты и интерактивные задания, а также рассмотрены способы осуществления контроля без использования дополнительных приложений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
Цель исследования. В статье рассматривается актуальный вопрос подготовки выпускников – будущих учителей – к решению профессиональных задач, связанных организацией с дистанционного обучения школьников. Осуществлен анализ существующих подходов к организации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Представлены результаты анкетирования студентов с целью выявления профессиональных дефицитов выпускников в контексте применения дистанционных образовательных технологий. Приведены основные направления совершенствования профессиональных умений выпускников в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», структура рабочей программы.
Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы по вопросам подготовки выпускников педагогических вузов к реализации дистанционного обучения. Анкетирование студентов с целью выявления компетенций и профессиональных дефицитов в области применения дистанционных образовательных технологий.
Результаты исследования. На основе анализа научно-методической литературы выявлены и охарактеризованы основные компетенции, формирование которых нацелено на дальнейшее успешное, эффективное и безопасное осуществление будущими педагогами деятельности в сфере организации дистанционного обучения школьников. Выделен ряд компетенций, особо востребованных с позиции исследуемой проблемы, таких как личностная, профессионально-педагогическая, психологическая, техническая и экстремальная (способность и готовность к деятельности во внезапно усложнившихся условиях). Анкетирование студентов позволило выявить профессиональные дефициты в области применения дистанционных образовательных технологий, среди которых ожидаемо преобладали методические аспекты организации дистанционного учебного процесса. Между тем, значительное число студентов отметили недостаточную сформированность специфических цифровых навыков, необходимых для реализации дистанционного обучения. Среди отмеченных студентами профессиональных дефицитов важно особо выделить такие, как организация групповой работы в дистанционном формате (как в методическом, так и в техническом аспектах); организация работы с родителями; тайм менеджмент педагога. Вышесказанное обуславливает важность целенаправленной работы по формированию соответствующих умений будущих педагогов в рамках дисциплины «Технологии дистанционного обучения», содержание которой сформировано с учетом результатов исследования.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы с целью совершенствования системы подготовки будущих учителей; корректировки содержания программ учебных дисциплин.
Цель исследования: изучить вопросы теории и практики применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов; разработка системы уроков с применением здоровьесберегающих технологий.
Материалы и методы. Используются следующие общетеоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, определение, изучение научно-теоретической литературы, опросные и анкетные методики, педагогическая диагностика.
Результаты. На современном этапе развития общества обнаруживается все более повышающееся количество негативных явлений в жизни не только взрослых людей, но также и детей, что подкреплено не только высокими показателями по частотности заболеваемости, но и преобладающими показателями пассивности, малоподвижности образа жизни, который ведут современные дети и подростки. Прежние подходы и стратегии в организации жизнедеятельности, которые одобрялись социумом в период постиндустриального общества, теперь обнаруживают собственную несостоятельность, так как в мировом пространстве происходит качественный переход от одного типа общества к другому. Соответственно, содержание и характер условий по формированию здоровья детей в образовательной организации также изменяются.
Авторы статьи описывают результаты исследования о роли здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов. Представлены основные направления работы по использованию здоровьесберегающих технологий. Приводится краткое содержание данных технологий. Для определения эффективности здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя начальных классов было организованы констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для определения уровня знаний обучающихся о здоровом образе жизни и его ключевых компонентах был использован авторский тест «ЗОЖ». Результаты исследований представлены в виде таблиц и диаграмм.
Заключение. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Результаты контрольного эксперимента доказали, что здоровьесберегающие технологии помогли сохранить и улучшить здоровье учащихся.
Цель исследования – разработка алгоритма управления вложениями в подготовку к поступлению в высшее учебное заведение как инвестиционным проектом.
Материалы и методы. Исследование включает обзор библиографических источников по вопросам имеющихся методик и подходов к определению экономической эффективности подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, а также методик оценки эффективности инвестиционных проектов. Также включает сбор и анализ статистической совокупности данных и разработку механизма выбора способа подготовки при имеющихся данных об абитуриенте посредством нейросетевого моделирования.
Результаты. Рассматривается ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность подготовки к поступлению абитуриента. Оценивается эффективность основных траекторий подготовки к поступлению посредством моделирования результатов собранной статистической совокупности, в частности: школьная подготовка, репетиторство, дополнительные курсы. Строятся нейросетевые модели, позволяющие определить взаимосвязи между факторами влияния на результат подготовки к поступлению и осуществить выбор определения значимости входных параметров абитуриента при различных траекториях подготовки. В соответствии с отобранными данными разрабатывается нейросетевая модель для выбора оптимальной траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение. В результате построения нейросетевой модели строится математическая модель для определения наиболее оптимального способа подготовки. Подготовка к поступлению рассматривается как инвестиционный проект. Путем применения метода оценки эффективности инвестиционного проекта и подхода к управлению им на основании созданной модели описывается алгоритм выбора наилучшей траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, позволяющий абитуриентам самостоятельно оценить вложения в подготовку как инвестиционный проект и выбрать наиболее экономически эффективный способ подготовки. Путем адаптации метода оценки экономической эффективности вложений посредством дисконтирования денежных потоков, применяемой в бизнес-среде, была сформулирована методика выбора наиболее оптимальной траектории подготовки.
Заключение. Можно утверждать, что вложения в дополнительную подготовку к поступлению старшеклассника в высшее учебное заведение имеет смысл рассматривать в качестве инвестиционного проекта, в котором инвестором выступает родитель, а целью проекта является поступление в высшее учебное заведение. Для оценки эффективности вложений в подготовку и грамотного управления ими, разработан алгоритм выбора наиболее экономически эффективной траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, на примере поступления в Пермский государственный национальный исследовательский университет. Алгоритм построен на базе нейросетевой модели, учитывающей входные параметры учеников: продолжительность подготовки, частота дополнительных занятий, уровень мотивации и средняя успеваемость как факторов влияния на вероятность поступления в высшее учебное заведение. Алгоритм предназначен и может быть использован для управления инвестициями, направленными в дополнительную подготовку ребенка, посредством определения наиболее экономически эффективного способа использования денежных ресурсов. Разработанный алгоритм целесообразно использовать в тех случаях, когда в виде конечной цели предполагает поступление ребенка в учебное заведение. В таком случае, использование модели предложит наилучшую с экономической точки зрения траекторию подготовки для конкретного абитуриента с учетом входных параметров.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Цель исследования – разработка алгоритма управления вложениями в подготовку к поступлению в высшее учебное заведение как инвестиционным проектом.
Материалы и методы. Исследование включает обзор библиографических источников по вопросам имеющихся методик и подходов к определению экономической эффективности подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, а также методик оценки эффективности инвестиционных проектов. Также включает сбор и анализ статистической совокупности данных и разработку механизма выбора способа подготовки при имеющихся данных об абитуриенте посредством нейросетевого моделирования.
Результаты. Рассматривается ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность подготовки к поступлению абитуриента. Оценивается эффективность основных траекторий подготовки к поступлению посредством моделирования результатов собранной статистической совокупности, в частности: школьная подготовка, репетиторство, дополнительные курсы. Строятся нейросетевые модели, позволяющие определить взаимосвязи между факторами влияния на результат подготовки к поступлению и осуществить выбор определения значимости входных параметров абитуриента при различных траекториях подготовки. В соответствии с отобранными данными разрабатывается нейросетевая модель для выбора оптимальной траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение. В результате построения нейросетевой модели строится математическая модель для определения наиболее оптимального способа подготовки. Подготовка к поступлению рассматривается как инвестиционный проект. Путем применения метода оценки эффективности инвестиционного проекта и подхода к управлению им на основании созданной модели описывается алгоритм выбора наилучшей траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, позволяющий абитуриентам самостоятельно оценить вложения в подготовку как инвестиционный проект и выбрать наиболее экономически эффективный способ подготовки. Путем адаптации метода оценки экономической эффективности вложений посредством дисконтирования денежных потоков, применяемой в бизнес-среде, была сформулирована методика выбора наиболее оптимальной траектории подготовки.
Заключение. Можно утверждать, что вложения в дополнительную подготовку к поступлению старшеклассника в высшее учебное заведение имеет смысл рассматривать в качестве инвестиционного проекта, в котором инвестором выступает родитель, а целью проекта является поступление в высшее учебное заведение. Для оценки эффективности вложений в подготовку и грамотного управления ими, разработан алгоритм выбора наиболее экономически эффективной траектории подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, на примере поступления в Пермский государственный национальный исследовательский университет. Алгоритм построен на базе нейросетевой модели, учитывающей входные параметры учеников: продолжительность подготовки, частота дополнительных занятий, уровень мотивации и средняя успеваемость как факторов влияния на вероятность поступления в высшее учебное заведение. Алгоритм предназначен и может быть использован для управления инвестициями, направленными в дополнительную подготовку ребенка, посредством определения наиболее экономически эффективного способа использования денежных ресурсов. Разработанный алгоритм целесообразно использовать в тех случаях, когда в виде конечной цели предполагает поступление ребенка в учебное заведение. В таком случае, использование модели предложит наилучшую с экономической точки зрения траекторию подготовки для конкретного абитуриента с учетом входных параметров.
Цель исследования. В современном обществе система образования переживает глобальные изменения, как технической, так и с методической стороны. Что сказывается на организации школьного образования, проявления социальных трудностей, таких так переполненные классы, недостаток кадров в школах, трудностях для детей следовать шаблонам в процессе обучения или изменениям программы. Все больше и больше родителей переводят детей на домашнюю форму обучения. Если несколько лет назад ученые рассматривали данное направление получения образования как альтернативное государственным и частным школам, то сейчас это направление граничит с «мейнстримом» в образовательной практике как в России, так и за рубежом, особенно в США, где это едва ли не самая быстрорастущая форма получения образования (от 2% до 8% в год в течение последних нескольких лет). В разных странах существуют различные формы домашнего обучения, своя специфика и локальные законы, которые регулируют такой формат обучения. В России Федеральный закон «Об образовании» 1992 года утвердил возможность выбора для школьников учиться в школе или вне её стен, а Конституционный суд РФ в 2000 году гарантировал доступность такой формы получения образования. Предусмотрено получение общего образования в очной, очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Целью представленной работы является анализ состояния проблемы домашнего обучения в педагогической теории и практике.
Материалы и методы исследования. Базу исследования составила зарубежная и отечественная научно-методическая литература, отражающая исторический анализ развития домашнего образования в России и за рубежом, а также отражающая современное становление сути понятия «домашнее обучение». При изучении данных источников по рассматриваемой проблеме использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация.
Методологической базой исследования выступили исторический и комплексный подходы как наиболее важные для осмысления сущности и содержания домашнего обучения, выявления специфических форм его реализации и общих для выявленных форм теоретико-методических положений.
Результаты. В результате исследования изучен исторический аспект формирования понятия «домашнее обучение» и уточнена его формулировка, выявлены отличия данного понятия от понятий «надомное обучение», «семейное образование» и «дистанционное обучение», раскрыты характеристики типов домашнего обучения.
Заключение. Проведенный теоретический анализ и выводы исследования по рассматриваемой проблеме могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов организации домашнего обучения. Выделены общие и отличительные особенности форм домашнего обучения, а также представлены теоретико-методические положения любой из форм домашнего обучения.
В статье рассматриваются вопросы применения цифровых технологий на занятиях по иностранному языку. Описываются методы и способы использования оцифрованных печатных материалов, перечисляются наиболее популярные цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть применены при обучении в дистанционном и смешанном форматах. Так же авторами описываются как положительные, так и отрицательные стороны использования цифрового образования при обучении языку и способы их решения.
Цель исследования: изучить вопросы теории и практики применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов; разработка системы уроков с применением здоровьесберегающих технологий.
Материалы и методы. Используются следующие общетеоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, определение, изучение научно-теоретической литературы, опросные и анкетные методики, педагогическая диагностика.
Результаты. На современном этапе развития общества обнаруживается все более повышающееся количество негативных явлений в жизни не только взрослых людей, но также и детей, что подкреплено не только высокими показателями по частотности заболеваемости, но и преобладающими показателями пассивности, малоподвижности образа жизни, который ведут современные дети и подростки. Прежние подходы и стратегии в организации жизнедеятельности, которые одобрялись социумом в период постиндустриального общества, теперь обнаруживают собственную несостоятельность, так как в мировом пространстве происходит качественный переход от одного типа общества к другому. Соответственно, содержание и характер условий по формированию здоровья детей в образовательной организации также изменяются.
Авторы статьи описывают результаты исследования о роли здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов. Представлены основные направления работы по использованию здоровьесберегающих технологий. Приводится краткое содержание данных технологий. Для определения эффективности здоровьесберегающих технологий в практике работы учителя начальных классов было организованы констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для определения уровня знаний обучающихся о здоровом образе жизни и его ключевых компонентах был использован авторский тест «ЗОЖ». Результаты исследований представлены в виде таблиц и диаграмм.
Заключение. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Результаты контрольного эксперимента доказали, что здоровьесберегающие технологии помогли сохранить и улучшить здоровье учащихся.
Цель исследования. В современном обществе система образования переживает глобальные изменения, как технической, так и с методической стороны. Что сказывается на организации школьного образования, проявления социальных трудностей, таких так переполненные классы, недостаток кадров в школах, трудностях для детей следовать шаблонам в процессе обучения или изменениям программы. Все больше и больше родителей переводят детей на домашнюю форму обучения. Если несколько лет назад ученые рассматривали данное направление получения образования как альтернативное государственным и частным школам, то сейчас это направление граничит с «мейнстримом» в образовательной практике как в России, так и за рубежом, особенно в США, где это едва ли не самая быстрорастущая форма получения образования (от 2% до 8% в год в течение последних нескольких лет). В разных странах существуют различные формы домашнего обучения, своя специфика и локальные законы, которые регулируют такой формат обучения. В России Федеральный закон «Об образовании» 1992 года утвердил возможность выбора для школьников учиться в школе или вне её стен, а Конституционный суд РФ в 2000 году гарантировал доступность такой формы получения образования. Предусмотрено получение общего образования в очной, очно-заочной или заочной форме, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Целью представленной работы является анализ состояния проблемы домашнего обучения в педагогической теории и практике.
Материалы и методы исследования. Базу исследования составила зарубежная и отечественная научно-методическая литература, отражающая исторический анализ развития домашнего образования в России и за рубежом, а также отражающая современное становление сути понятия «домашнее обучение». При изучении данных источников по рассматриваемой проблеме использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация.
Методологической базой исследования выступили исторический и комплексный подходы как наиболее важные для осмысления сущности и содержания домашнего обучения, выявления специфических форм его реализации и общих для выявленных форм теоретико-методических положений.
Результаты. В результате исследования изучен исторический аспект формирования понятия «домашнее обучение» и уточнена его формулировка, выявлены отличия данного понятия от понятий «надомное обучение», «семейное образование» и «дистанционное обучение», раскрыты характеристики типов домашнего обучения.
Заключение. Проведенный теоретический анализ и выводы исследования по рассматриваемой проблеме могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов организации домашнего обучения. Выделены общие и отличительные особенности форм домашнего обучения, а так же представлены теоретико-методические положения любой из форм домашнего обучения.
Ключевые слова: домашнее обучение, надомное обучение, семейное образование, дистанционное обучение.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 
Цель исследования. Описать педагогический эксперимент для исследовательской работы «Педагогические условия формирования коммуникативных компетенций в цифровой образовательной среде российского университета (при подготовке обучающихся иностранных государств)» на примере внедрения в цифровую образовательную среду интерактивного педагогического сайта. Намеченная цель определила задачи:
1) дать определение понятию педагогический эксперимент;
2) изложить суть предмета эксперимента; 3) сделать научное описание эксперимента. В педагогической науке провести эксперимент точно не является возможным по ряду психологических и физиологических причин. Для получения более точного результата необходимо использовать разные методы. В данной исследовательской статье представлено два вида педагогического эксперимента.
Материалы и методы. Для определения понятия педагогический эксперимент мы исследовали работы А.А. Леонтьева о деятельном уме, О.В. Боровковой о проблеме опыта в исторической науке, В.И. Загвязинского и В.А. Сластёнина о методологии, методике и важности дидактического исследования. Обратились к философской энциклопедии и видению современного философа Э.Н. Лооне о ненужности проведения эксперимента при наличии документального источника, хотя Ф. Бекон опытный эксперимент считает крайне важным и основополагающим, и его мысль послужила эпиграфом к статье. Обратились к психологическому словарю и отметили, что эксперимент определён как познание. Доказав эффективность обучения при внедрении информационных технологий в педагогические условия, мы выяснили, анализируя работу В.А. Крутецкого способности, которыми должен обладать современный преподаватель. Остановились на критериях педагогического эксперимента А.С. Сиденко. Используя методы наблюдения, описания, анализа, опроса, мы описали в статье поисково-проверочный эксперимент с использованием метода сопутствующих изменений. Кроме этого, проведён эксперимент с двумя группами: экспериментальной и контрольной.
Результаты. Педагогический эксперимент не может быть точным как в фундаментальной науке, поэтому ценность статьи заключается в подробном описании педагогического эксперимента. Были использованы разные методы: сопутствующих изменений, где принцип – причинно-следственная связь и параллельный метод, где эффективность интерактивно-педагогического сайта проверялась путём сравнения результатов двух групп.
Заключение. Автором статьи доказано, что педагогический эксперимент необходимо проводить разными способами, чтобы приблизить его результаты к наиболее точным. Проведённые нами эксперименты, результаты которых достоверны, доказали эффективность использования интерактивного педагогического сайта при подготовке иностранных обучающихся к обучению в российских университетах.
ISSN 2079-5939 (Online)