МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
Цель статьи представить авторский метод исследования компетенций, необходимых хозяйствующим субъектам для развития цифровой экономики. Широкое использование гражданами мобильных вычислительных устройств в своей повседневной и профессиональной деятельности, рост интернета вещей, накопление больших объемов данных, совершенствование и появление новых информационных технологий (ИТ) открывает новые возможности для ведения экономической деятельности при условии владения субъектами компетенциями цифровой экономики.
Материалы и методы. Исследование проводится на основе анализа тенденций развития ИТ и вариантов их применения в различных видах экономической деятельности. За основу был взят подход линейного программирования, позволивший представить множество компетенций в виде матрицы. Информационную базу исследования составили используемые в экономике и науке методологические подходы к исследованию цифровых компетенций, а также данные отчетов ведущих консалтинговых компаний.
Результаты. Разработан авторский метод к исследованию компетенций субъектов цифровой экономики как множества знаний и умений по применению современных ИТ для решения актуальных задач экономики. Метод исследования состоит в структурировании множества в виде матрицы, размер которой определяется количеством современных ИТ и видов экономической деятельности. Значения в матрице отражают количество компетенций субъекта по использованию определенной ИТ в конкретном виде деятельности.
Заключение. В современных условиях цифровизации общества цифровые компетенции представлены большим набором знаний и умений. Применение одной ИТ в разных видах деятельности решает разный набор задач, а компетенция предполагает способность субъекта решать контурную задачу с использованием ИТ. Множество компетенций будет постоянно расти по мере развития цифровой экономики. Ограничение его перечнем универсальных компетенций приведет к быстрой утрате его актуальности для экономики. Разработанный метод позволяет проводить исследования обеспеченности субъектов экономики необходимым компетенциям, выявлять области, в которых необходимо формирование новых компетенций или их адаптация из других видов экономической деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
Целью данной работы является попытка унифицировать процессы управления образовательным процессом с помощью нестандартных инструментов, а именно метода освоенного объема, взятого из практики управления проектами. Данная попытка объясняется: с одной стороны, создавшейся ситуацией в высшей школе, а именно, увеличением доли самостоятельной работы при изучении студентами дисциплин (при неизменной, а чаще и возросшей необходимости сохранения прежнего объема содержания дисциплины); с другой стороны, ограничение на применение «классических» форм и методов ведения учебных занятий. Такое стало возможным, благодаря повсеместному использованию информационных, коммуникационных технологий, как с позиций дающего знания, так и с позиций это знание получающих и при необходимости «держать марку» — т.е. по-прежнему, выпускать специалистов, соответствующих профессиональным компетенциям будущего педагога, которые дали бы ему возможность правильно реагировать на педагогические проблемы в реальных условиях образовательного процесса.
Материалы и методы. Любой процесс, в том числе и образовательный, предполагает его контроль и управление. Первые попытки оценки коммерческой деятельности учебных заведений были предприняты за рубежом еще в 90х годах 20 столетия. В работах: М. Фуллана (1991), Харгривса (1994), Дея (1999), Кларка (2000) Кирпи (2007), Флорисела, Ибанеску (2008) — оцениваются риски реализации образовательных услуг. Российские ученые так же внесли свой вклад в развитие теории управления вузами. Мы опирались на работы следующих авторов: В.Ю. Кри-чесвского, Н.Ф. Родионовой, А.П. Тряпицыной, И.И. Новикова (2008), Л.С. Мазелис, К.С. Солодухина (2012). Мы рассмотрели методы из области проектной деятельности и опробовали один и из них (метод освоенного объема — авторы: Е.В. Колосова, Д.А. Новиков, А.В. Цветков (2000), Квентин В. Флеминг и Джоул М. Коппелман (2002)).
Результаты. Применение этого метода позволило доказать, что он является простым, удобным и эффективным средством, с помощью которого действительно можно управлять образовательным проектом — изучением дисциплины «Информационная безопасность в системе открытого образования».
Заключение. Используя классические педагогические приемы и методы, безусловно можно много добиться, но мы нашли способ, который помогает легко находить «узкие места» в образовательном проекте. Этот метод эффективен при использовании, трансформируется на любой предмет, понятен в исполнении. Еще раз подтверждается мысль о том, что опыт решения проблем, взятый из других неродственных областей, может быть удачным и обогащает теорию педагогики.
Цель исследования состоит в выявлении факторов, определяющих востребованность и возможности интеграции форматов eLearning — главным образом, видео и онлайн курсов — в учебный процесс РЭУ им. Г.В. Плеханова с позиций преподавателей и студентов. В качестве гипотезы выступило предположение о позитивном восприятии этих форматов обеими сторонами при одновременном существовании ряда ограничений, снижающих энтузиазм преподавателей в отношении расширения рамок традиционных методов подачи учебного материала. Стремление выяснить мотивы и уточнить аргументы за и против использования онлайн и видео технологий направлено на решение практической задачи максимального раскрытия потенциала университета в современной образовательной среде. Результаты исследования позволяют сформировать рекомендации по созданию необходимых программ, в т.ч. мотивационных, а также эффективных инструкций и схем работы и взаимодействия подразделений, преподавателей и студентов университета, способствующих распространению инновационных процессов в сфере высшего образования.
Материалы и методы основаны на теоретических источниках, содержащих опубликованные оценки российских и зарубежных экспертов в отношении развития SmartEducation, а также примеры эффективного применения eLearning в университетах и критическое изучение этого опыта с учетом специфики РЭУ им. Г.В. Плеханова. Полевое исследование проведено посредством анкетирования преподавателей и студентов университета. Содержание вопросов, вошедших в анкеты для каждой анализируемой группы (преподаватель/студент), определялось поставленной целью исследования и учитывало особенности каждой стороны. Методический подход позволил сформировать объективную картину перспективности и готовности к наращиванию применения форматов eLearning в РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Результаты исследования показали в целом позитивное отношение студентов и преподавателей к внедрению eLearning в процесс обучение в РЭУ им. Г.В. Плеханова. При этом выявлена определенная доля скептицизма и критической реакции преподавателей на распространение онлайн составляющей учебного процесса. В статье приведены конкретные данные по опасениям, связываемым преподавателями с расширением инструментария eLearning в их работе. Основные проблемы касаются необходимости личностной адаптации к цифровому пространству, непонимания принципов закрепления авторства и учета виртуальных курсов в академической нагрузке и проч. Заключение. Выявленные факторы наибольшего влияния на восприятие студентами и преподавателями онлайн и видео технологий в учебных процессах РЭУ им. Г.В. Плеханова позволяют увидеть ряд сложностей, возникающих в процессе развития образовательных технологий, которые, однако, не являются непреодолимыми. Целесообразное увеличение онлайн компонента в структуре учебной дисциплины, предложение разнообразных форм интерактива, овладение навыками применения новейших технических достижений представляют сегодня важнейшие элементы прогрессивности высшего образования. Сделанные в исследовании выводы предлагаются к рассмотрению при формировании планов университета, связанных с инновационными задачами вуза.
Одной из устойчивых тенденций в современной образовательной среде является повсеместный переход от традиционной формы обучения к смешанной путем введения в учебный процесс новых электронных образовательных инструментов и средств обучения, основанных на возможностях и технологиях сети интернет. Сложность перевода учебных дисциплин на смешанную форму обусловлена необходимостью одновременно разрабатывать две взаимосвязанные, но при этом качественно различающиеся компоненты (традиционную и онлайн). Правильная балансировка традиционной и онлайн компонент смешанного обучения позволяет сделать учебный процесс более комфортным и адаптируемым под потребности каждого конкретного студента, а также расширить круг потенциальных получателей высшего образования. Решение этой задачи в значительной степени зависит от специфики конкретных учебных дисциплин. В данной работе мы предлагаем решение, ориентированное на базовые математические дисциплины, которые читаются студентам с ограниченными возможностями здоровья на младших курсах в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Целью исследования является поиск наиболее оптимальной организации процесса обучения высшей математике студентов с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках смешанной модели обучения, сочетающей в себе как элементы традиционной формы обучения в классе, так и элементы обучения через интернет.
Материалы и методы исследования включают анализ научно-методической литературы по тематике смешанного обучения, подготовку и внедрение в учебный процесс электронных учебных материалов и средств обучения, анализ успеваемости и отзывов студентов, а также последующую корректировку учебного процесса на основе полученных данных.
Результатом исследования стало формирование сбалансированной двухкомпонентной структуры учебного процесса. Традиционная компонента включает в себя лекции, семинары и аудиторные консультации, а онлайн компонента состоит из электронных учебных материалов и средств коммуникации посредством сети интернет (электронная почта и средства проведения онлайн-консультаций). Специально подобранное аппаратное и программное обеспечение позволило сделать онлайн-консультации по эффективности практически неотличимыми от обычных аудиторных консультаций. Каждый студент, находясь в любом месте, где есть доступ в сеть интернет, способен не только видеть и слышать другихучастни-ков онлайн-консультации, но также видеть их записи и, в свою очередь, передавать им свои, сделанные от руки на обычном листе бумаги. Введение онлайн компоненты в учебный процесс позволило снизить высокий темп обучения, присущий традиционной форме, и сделать его более приемлемым для студентов, испытывающих те или иные проблемы со здоровьем.
Заключение. Результаты исследования используются при проведении занятий по четырем математическим дисциплинам: математический анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра и интегралы с дифференциальными уравнениями, которые читаются на первом и втором курсах в МГТУ им. Н.Э. Баумана, когда студенты с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельных сборных группах.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
Сегодня одним из наиболее обсуждаемых вопросов в мировом обществе является влияние глобальной цифровизации на эволюцию человечества. Повсеместное внедрение цифровых технологий не только эффективно и прибыльно, но и требует конкурентоспособных специалистов, мыслящих креативно, имеющих профессиональные навыки работы с современными технологиями, готовых к освоению новых знаний, самообразованию и саморазвитию. Исследование проводится в рамках проекта AP05130982 «Семантическое влияние программирования на развитие вычислительного мышления обучающихся», который реализуется в Национальной академии образования им. И. Алтынсарина при поддержке гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Семантическое влияние программирования на развитие вычислительного мышления подразумевает, что при непрерывном обучении программированию высокий уровень абстракции и логики, многократное повторение экспериментально-проверочных действий (автоматизм), визуальное представление результатов, работа с устранением синтаксических и логических ошибок и многое другое оказывают значительное влияние на развитие мыслительных способностей учащихся.
Цель — исследование семантического влияния знаний и навыков по программированию на развитие вычислительного мышления учащихся в контексте обучения программированию в средней школе.
Материалы и методы. Научно-методологической основой исследования выступают: положение о зоне ближайшего развития в теории деятельности (Выготский Л.С.); принципы теории мышления (Ж. Пиаже, Дж. С. Брунер); концепция обучения на микромирах, представляющих собой некоторые модели реального мира (С.Пейперт); элементы теории вычисления, теории алгоритмов и программирования (Д. Финк, Д. Кнут, Н. Вирт и другие ).
Эмпирические данные по исследованию семантического влияния программирования на развитие мыслительных способностей учащихся начальных классов в процессе обучения программированию (Scratch) были получены с помощью специально разработанной методики (рамочной основы) для изучения динамики развития вычислительного мышления. Данная методика разработана на основе уровневого подхода к оцениванию усвоения знаний и информации (Б. Блум, В. П. Беспалько).
В ходе исследования также были использованы общенаучные приемы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, методы группировки и классификации данных, статистические методы. Результаты. Разработана обобщенная структурная интерпретация вычислительного мышления и гипотетическая модель семантического влияния программирования на развитие вычислительного мышления обучающихся школ.
Были сделаны предварительные выводы о том, что в процессе формирования современных цифровых навыков, способствующих развитию вычислительного мышления, особое значение имеет уровень цифровой компетенции современного учителя, его умение интегрировать полезные знания и междисциплинарные навыки в глобальном информационно-образовательном пространстве, а также обеспечение непрерывности процесса обучения на всех уровнях образования.
Заключение. Предполагается, что результаты исследования вычислительного мышления (обобщенная структура интерпретации, гипотетическая модель семантического влияния программирования, рамочная основа оценки уровней) будут способствовать системному и комплексному изучению многочисленных аспектов развития вычислительного мышления.
Цель исследования. Инновационные площадки как институт развития инновационной деятельности в сфере образования являются технологичной основой для формирования региональной инновационно-образовательной сети. Действенным инструментом при этом выступает разработка и использование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций. Цель заключается в описании разработки региональной модели межуровневого сетевого взаимодействия образовательных организаций и результатов ее апробации по распространению опыта создания инновационных образовательных ресурсов и развития цифровых образовательных профессиональных сообществ. В статье рассмотрены основные проблемы развития и повышения качества образования всех видов и уровней с использованием современных информационных технологий в процессе перехода к цифровизации российского образования.
Материалы и методы. Использованы методы анализа и сопоставления отечественной и зарубежной теории развития системы образования. На основе изучения модели инновационной педагогики как средства адаптации системы образования к новым вызовам XXI века выявлены эффективные методы совершенствования современной системы регионального образования посредством межуровневой интеграции в рамках реализации инновационных проектов и программ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Для исследования результативности внедрения модели сетевого взаимодействия использованы результаты анкетирования участников сетевого профессионального сообщества региональных инновационных образовательных площадок.
Результаты исследования. Исследование показало, что использование цифровых технологий, в частности, при создании новых сетевых ресурсов взаимодействия региональных инновационных площадок, оказывает положительное влияние на уровень и качество реализации инновационных проектов и программ. Представлена модель организации сетевого взаимодействия региональных инновационных образовательных площадок, которая показывает, что в большей степени она способствует раскрытию творческого потенциала коллективов образовательных организаций, расположенных в сельских территориях. Повышается уровень вовлеченности и мотивации всех участников сообщества к постановке и достижению цели, поиску коллективного решения и разработке рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в оперативном режиме коммуникации. Отмечено положительное эмоциональное влияние сетевого взаимодействия на продуктивность и качество работы, настрой педагогов. Выделен ряд проблемных зон в процессе формирования инновационных площадок, устранение которых будет способствовать повышению эффективности процесса цифровизации в образовании.
Заключение. Весомый вклад в развитие региональной системы образования вносит деятельность инновационных площадок, создаваемых с целью апробации и дальнейшего распространения успешного передового педагогического опыта в регионе. Предложенная модель сетевого взаимодействия региональных инновационных площадок показывает возможность преодоления различий в условиях субъектов образования к объединению в цифровые профессиональные сообщества и способствует внедрению опыта успешных инновационных педагогических практик. Полученные результаты исследования могут быть полезны для институтов развития образования на региональном уровне управления поддержки и развития межсетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ 
Целью исследования является повышение эффективности управления информационной безопасностью субъектов экономической деятельности, которые используют SIEM-системы, за счет выявления и решения основных проблем внедрения этих систем в практику управления информационной безопасностью с учетом специфических особенностей и типовых характеристик последних [1—3].
Материалы и методы исследования. На основе анализа схемы типовой архитектуры SIEM-системы и типового процесса внедрения SIEM-системы в практику управления информационной безопасностью СЭД различного вида определяются основные проблемы процесса установки и настройки SIEM-системы, а также обосновываются пути их решения с использованием системного подхода. В процессе установки и настройки SIEM-системы у коллектива заказчиков и исполнителей могут возникнуть следующие типовые проблемы. Процесс установки и настройки SIEM-системы в рамках системного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных ресурсообеспеченных процедур, реализующих установку и настройку отдельных компонентов SIEM-системы. Из всего множества этих процедур определяются процедуры, подлежащие автоматизации. Для определения рациональной структуры процесса автоматизированной установки и настройки SIEM-системы предложен метод сетевого планирования и управления [4—5], который позволяет также оценить эффективность внедрения SIEM-системы в практику управления информационной безопасностью СЭД на основе разработки и расчета сетевых графиков.
Результаты. В работе разработаны пути решения проблем внедрения SIEM-систем в практику управления информационной безопасностью: упрощение SIEM-системы, представляющее собой отказ от редко используемых модулей и перестройку архитектуры SIEM-системы; автоматизацию процесса типовой установки и общей настройки SIEM-системы, представляющую собой разработку методики автоматизации процедуры типовой установки и общей настройки SIEM-системы и программного модуля, реализующего разработанную методику; комбинированный подход, представляющий собой совместное применение двух вышеуказанных подходов, который позволяет максимально приблизить SIEM-систему как продукт к «коробочному» варианту. В работе представлены обоснованные предложения по совершенствованию процесса внедрения SIEM-системы в практику управления информационной безопасностью СЭД, основанные на разработке и применении автоматизированных процедур типовой установки и настройки SIEM-системы, что приводит к снижению временных затрат на внедрение SIEM-системы, повышает удобство выполнения данных процедур. В целом использование предложенного подхода направлено на разработку и производство «коробочного» варианта продукта — системы управления событиями информационной безопасности, т.к. частично решает задачи унификации и стандартизации систем данного класса.
Заключение. Предложенные пути решения проблем внедрения SIEM-систем в практику управления информационной безопасностью СЭД, основанные на оптимизации процесса установки и настройки SIEM-систем, позволяют ускорить процесс распространения и внедрения систем управления событиями информационной безопасности в СЭД и повысить его эффективность за счет автоматизации процедур типовой установки и настройки SIEM-систем.
ISSN 2079-5939 (Online)