Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 26, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ 

4-18 390
Аннотация

Целью исследования явилось проведение анализа применения инструментов оценки и опыта управления качеством образования в электронной информационно-образовательной среде вуза на примере Томского государственного университета в разрезе изменений, произошедших в пандемию COVID-19. Актуальность исследования обусловлена тем, что система высшего образования в России развивается в условиях перманентного изменения требований к ней, внутренних и внешних вызовов, что определяет необходимость сообразного реагирования при сохранении фундаментальных основ данного социального института. 

Материалы и методы. В процессе достижения поставленной цели авторы опирались на системный подход для построения целостного обзора имеющихся инструментов оценки и управления качеством электронного обучения Томского государственного университета, деятельностный подход для выявления трансформации спектра применяемых инструментов в зависимости от повышения субъектности участников образовательного процесса. В работе применялись следующие методы: анализ педагогической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, анализ, наблюдение, статистические методы обработки результатов.

Результаты. В рамках исследования обобщен и описан опыт Томского государственного университета в использовании инструментов оценки и практик управления качеством электронного обучения в вузе до пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, позволившего эффективно перейти к вынужденному удаленному формату обучения студентов. Это – анализ образовательных данных, полученных на основе системы управления обучением MOODLE, оценка качества электронного обучения с помощью обратной связи, экспертиза электронных учебных курсов. Также систематизированы и описаны новые инструменты анализа, оценки, контроля, повышения и прогнозирования качества электронного обучения, введенные в университете в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (мониторинг активности субъектов учебного процесса с ранжированием измеряемого показателя, изменения в кадровой политике, цифровое приложение к диплому и др.), которые в совокупности позволили заложить основания для перехода вуза к смешанной модели обучения уже в постпандемийное время. Разработанные инструменты позволяют на основе уже имеющихся данных управлять не только качеством электронного обучения, но и выйти на управление качеством образования в целом через «балансировку» структуры и содержания всех компонентов образовательной программы.

Заключение. Выстроенная в Томском государственном университете система реализации электронного обучения обеспечила гармоничную интеграцию учебных мероприятий с применением дистанционных образовательных технологий в опыт учебного взаимодействия преподавателей и студентов, сохранилась возможность поддержать стабильность и качество проведения лекционных и практических занятий, а зачастую обогатить их за счет возможностей цифровых инструментов. Дальнейшее расширение спектра применяемых инструментов оценки и обеспечения качества электронного обучения в рамках электронной информационно-образовательной среды университета позволило организовать относительно безболезненный для субъектов учебного процесса переход на удаленный формат обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, и создал основу для осмысленного закрепления в университете смешанной модели обучения уже в постпандемийное время.

19-29 243
Аннотация

Цель исследования. Реорганизация учебного процесса, осуществляемого с использованием дистанционных образовательных технологий и платформы электронного обучения Blackboard, в условиях смешанного обучения с преобладанием дистанционной формы обучения в период 2020-2022 гг., вызвала необходимость провести оценку эффективности такой вынужденной реорганизации и внести необходимые корректировки в преподавание физики студентам младших курсов бакалавриата.  

Цели проведенного исследования: выяснить отношение студентов к использованию различных форм активного обучения в процессе преподавания курса физики, оценить степень их мотивации к обучению, провести сравнительный анализ оценки результативности реорганизации учебного процесса в условиях вынужденного преимущественно дистанционного обучения с точки зрения преподавателей и студентов.

Материалы и методы. Для совершенствования учебного процесса, организованного с использованием дистанционных образовательных технологий, и внесения в него необходимых корректировок в условиях доминирования дистанционной формы, по итогам изучения курса физики было проведено анкетирование студентов и проанализированы его результаты. Выборка респондентов осуществлялась среди бакалавров, обучающихся на инженерно-технических направлениях и изучавших курс «физика» на первом курсе физико-технического института Петрозаводского государственного университета. Анкетирование и обработка результатов проводилось на платформе электронного обучения Blackboard Learn с применением встроенного в него функционала.

Вопросы анкеты были направлены на выявление отношения студентов к разным аспектам процесса обучения и для оценки эффективности методик, применяемых авторами для повышения мотивации к обучению. Вопросы, предлагаемые для самообследования, относились к проблемам организации процесса обучения (в т.ч. и в условиях дистанционного обучения); о мотивации к обучению; персональной компетенции и коммуникативных способностях студентов и преподавателей; рефлексии. В ходе проведенного опроса обучающимся было предложено также сформулировать свое мнение об итогах изучения курса физики и высказать предложения по усовершенствованию преподавания.

Результаты. Результаты проведенного исследования показали, что удалось организовать систематическую работу студентов в течение семестра по всем направлениям учебной деятельности, обеспечить достаточно равномерный характер самостоятельной работы студентов в ходе семестра, мотивировать обучающихся к освоению физики, а также уменьшить число неуспевающих по этой учебной дисциплине. Обучающимися была дана высокая оценка эффективности применения электронных образовательных ресурсов по физике.

Как преподаватели, так и студенты отметили эффективность использования модульно-рейтинговой технологии обучения. Её применение позволило реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, в котором сочетались мотивация, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории и самооценка.

Данные анкетирования свидетельствуют о том, что для усиления мотивации обучающихся целесообразно привлекать их к научно-исследовательской деятельности в той или иной форме, начиная уже с первого курса.

При проведении опроса была проанализирована роль личностных и профессиональных качества преподавателя физики высшей школы.

Заключение. Результаты проведенного исследования показали, что в условиях преимущественно дистанционного обучения удалось организовать систематическую работу студентов по всем предложенным направлениям учебной деятельности, обеспечить достаточно равномерный характер самостоятельной работы студентов и мотивировать обучающихся к изучению физики. Комплексное использование модульно-рейтинговой технологии оценивания и электронных образовательных ресурсов было высоко оценено студентами и позволило реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Анализ результатов анкетирования позволил осуществить обратную связь между субъектами инновационного образовательного процесса, оценив его организацию с учетом мнений студентов и преподавателей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения работы по организации учебного процесса в рамках мотивационно-деятельностной концепции активного обучения с учетом внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения для всех инженерных бакалавриатов.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

30-40 697
Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении эффективности функционирования цифровых платформ в информационных системах высших учебных заведений с целью оптимизации управленческой, учебной, методической, научно-исследовательской, инновационной деятельности вуза для подготовки высококвалифицированных специалистов. Данная цель является особенно актуальной в условиях, когда современные высшие учебные заведения стремятся занять самые передовые позиции в мировых и отечественных рейтингах вузов. Настоящее исследование показывает, что переход современных высших учебных заведений в разряд цифровых ставит перед университетами, академиями и институтами множество разнообразных задач. Таких как качество учебного процесса, оптимизация управления вузом, научные публикации в области цифровых технологий, количество открытых онлайн курсов, объем финансирования по грантам в области информационных и цифровых технологий, академическая мобильность, мнения респондентов из числа студентов, выпускников и работодателей, указавших в качестве профильной сферы «цифровые технологии» и т.д. Цифровые платформы, внедряемые в настоящее время в высших учебных заведениях, являются основой для их перехода в разряд цифровых вузов и качества функционирования на экономическом рынке среди конкурентов. Материалы и методы. В ходе проведения настоящего исследования и при написании статьи были использованы такие методы, как анализ эмпирических данных, синтез, методы анкетного опроса, логического и контекстного анализа, библиографического поиска, SWOT – анализ, методы работы со специализированными программными продуктами и web-сервисами, методы сопоставления и сравнения, индукции, дедукции, монографического исследования и т.д.

Результаты. В данной статье доказано, что цифровые платформы являются базисом в разработке инновационной стратегии вуза в соответствии с требованиями цифровой трансформации мировой экономической системы. Кроме того, автором статьи показано, что цифровые платформы в настоящее время являются одним из важных компонентов для достижения вузом статуса «цифровой вуз», способствуют развитию цифровой инфраструктуры вуза, повышению уровня цифровой компетентности всех участников учебного процесса в вузе, возможности применения таких цифровых технологий, как интернет вещей, блокчейн, машинное обучение и искусственный интеллект, Big Data, квантовые технологии, роботизация и т.д., что в конечном счете способствует подготовке высококвалифицированных специалистов для отраслей и сфер экономики страны.

Заключение. В настоящей работе проведен обзор современных цифровых платформ, используемых в различных вузах, выявлены положительные и отрицательные стороны при работе с цифровыми платформами в высших учебных заведениях, на основе чего сделаны выводы о том, что цифровые платформы являются эффективным помощником при индивидуализации и персонализации обучения, могут быть использованы в качестве тренажера для обучения и проверки знаний студентов и магистрантов вузов. Кроме того, автором показано, что, цифровые платформы являются примером использования искусственного интеллекта, передовых технологий и средств обучения, что в свою очередь способствует качественной оптимизации управления вузом, подготовке высоко квалифицированных специалистов и достижению вузами самых передовых позиций в международных рейтингах.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

41-54 243
Аннотация

Цель статьи — разработка комплексной модели интерактивной образовательной среды вуза, позволяющей создавать и развивать условия для эффективного функционирования и развития системы интерактивного обучения и, в целом, для формирования творческой личности будущего специалиста, способной к дальнейшему самообучению и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Предполагается, что научное представление об интерактивной образовательной среде в вузе может быть получено, если будет базироваться на исследовании внутрисистемных противоречий, формирование и разрешение которых будет способствовать возникновению и развитию интерактивного обучения.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в данной работе были использованы категориально-символьный метод «Кельтский крест», методы анализа и синтеза научно-методической литературы, метод опроса и статистический метод обработки данных. Метод «Кельтский крест» позволяет сформировать развернутое представление о противоречиях, обуславливающих функционирование и развитие объекта, формировать механизмы управления ими в целях достижения желаемых состояний объекта. Метод опроса в исследовании был использован как вспомогательный. Форма опроса была сгенерирована с помощью Google-формы и распространялась через социальную сеть «Вконтакте». В опросе приняли участие 108 преподавателя вузов РФ по различным научным специальностям. Опрос был открытым и его целью было выявление понимания сущности и содержания компонентов интерактивной образовательной среды вуза. Полученные ответы были обработаны с помощью методов статистической обработки данных и представлены в виде диаграммы. Сведения, полученные в ходе опроса, дополнили сведения контент-анализа литературы и использовались в ходе применения метода «Кельтский крест».

Результаты исследования: 1) установлены два противоречивых аспекта при формировании интерактивной образовательной среды вуза, 2) выявлены компоненты интерактивной образовательной среды вуза и описана специфика их содержания, 3). разработана модель интерактивной образовательной среды вуза, основанная на внутрисистемных противоречиях 4) осмыслены взаимосвязанность и взаимообусловленность элементов модели, осмыслено воздействие выделенных элементов на объект – интерактивное обучение в вузе, 5) описан динамический аспект модели, отражающий механизм функционирования интерактивной образовательной среды вуза, базирующийся на формировании внутрисистемных противоречий, разрешение которых способствует возникновению и развитию интерактивного обучения.

Заключение. Разработанная модель интерактивной образовательной среды организует имеющиеся об интерактивном обучении теоретические знания на качественно новом уровне. Практическая ценность полученных научных результатов заключается в том, что разработанная модель будет способствовать более эффективному внедрению интерактивного обучения в вузе. Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке и описании практических рекомендаций по формированию интерактивной образовательной среды для целей обучения иностранных студентов РКИ в магистратуре.

55-65 313
Аннотация

Цель статьи представить результаты исследования возможностей комплексного подхода к внедрению смешанного обучения в высшей школе. Вопрос применения новых форм выстраивания образовательного процесса по-прежнему остается актуальным. Пандемия обострила дискуссию вокруг разнообразия программных средств и методических приемов, которые используются при дистанционном и смешанном обучении. При этом сохраняются нормативные, технические и психологические ограничения их применения, а само понятие смешанного обучения все еще уточняется. В статье обобщены теоретические наработки по вопросу смешанного обучения, подчеркивается актуальность проблемы его внедрения, конкретизированы заинтересованные стороны и их позиции, сформулированы предложения по вариантам обучения в смешанном формате.

Материалы и методы: первая часть статьи написана в русле обзорного исследования, а именно количественного анализа и сопоставления содержания научных публикаций по исследуемой теме. Для подготовки второй эмпирической части авторами был проведен опрос студентов по востребованным вариантам внедрения смешанного обучения, результаты которого обрабатывались с помощью систематизации собранных данных, работы со специализированными программными продуктами, интернет-источниками, графического представления результатов.

Результаты. Выявлены внутренние и внешние заинтересованные стороны внедрения смешанного обучения в высшей школе. Подчеркнуто, что при единстве цели – повышение качества учебного процесса – их требования несколько отличаются и образуют своеобразный комплекс задач, которые следует учитывать при внедрении смешанного обучения, при безусловной приоритетности позиций преподавателя и студента. На основе библиометрического анализа дефиниции «смешанное обучение» показан стремительный рост количества публикаций по теме, что наглядно иллюстрирует заинтересованность педагогического сообщества. Приведены данные, характеризующие мнение студентов о внедрении смешанного обучения. Для повышения эффективности учебного процесса предложено использовать комплексные решения при внедрении смешанного обучения в высшей школе с учетом мнения всех заинтересованных сторон, и прежде всего преподавателей и обучающихся.

Заключение. Результаты исследования способствуют конкретизации направлений дальнейшей работы по совершенствованию практики внедрения и использования смешанного обучения учреждениями высшего образования.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

66-74 240
Аннотация

Целью работы является анализ процессов трансформации современного образования в сторону его деинституционалиазции под влиянием изменений профессиональной структуры ранка труда. В качестве современной тенденции рассматривается глобальный профессиональный сдвиг в сторону новых профессий, появляющихся в условиях четвертой промышленной революции, в результате чего происходит повышение роли и значимости неформального и информального образования, сопровождающееся возрастанием спроса на онлайн-образование.  Основными задачами исследования является определение текущих тенденций развития формального непрерывного образования в Российской Федерации в сравнении с трендами развития неформального онлайн-образования.

Материалы и методы. При осуществлении анализа использовались результаты социологических исследований, статистические данные, отражающие процессы в сфере дополнительного профессионального образования, включенности взрослого населения в непрерывное образование, востребованности платформ онлайн-образования в России, а также экспертные мнения, аналитические и информационные материалы, библиографические источники. Проводился вторичный анализ и интерпретация результатов социологических опросов, систематизация и классификация используемых теоретических и фактологических материалов, применялись методы статистического анализа.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что под влиянием четвертой промышленной революции на рынке труда происходит глобальный профессиональный сдвиг, приводящий к значительному ускорению процессов деинситуционалиазции профессионального образования, выражающихся в существенном повышении роли и значимости неформального образования в удовлетворении образовательных потребностей граждан и сетевизании образовательного процесса. Распространение неформального онлайн-образования приводит к размыванию институциональных границ образования как традиционного социального института. Перечень и содержание программ ДПО в большей части отражает традиционный спектр профессий и слабо трансформируются под влиянием глобального профессионального сдвига. Это определяет низкий уровень вовлеченности взрослого населения в непрерывное образование формального вида, и переток спроса на дополнительное образование в неформальный сектор в условиях бурного развития онлайн-образования.

Рисками деинституциализации формального образования становятся его дисфункции, выход за рамки традиционных функций, появление новых функций, что приводит к потере «своего места» образовательными учреждениями и снижении значимости традиционного вузовского образования.

Заключение. Четвертая промышленная революция, провоцируя глобальный профессиональный сдвиг, приводит к повышению значимости неформального и информального онлайн-образования. Изменение профессиональной сферы требует ускоренного развития гибкой, безбарьерной, быстро реагирующей на данные изменения среды опережающего образования, которое становится постоянно длящимся процессом, погруженным в онлайн-среду. Его открытость, интегрированость с профессиональной практикой, сетевизация и цифровизация становятся наиболее значимыми характеристиками. Перспективными оказываются экосистемные образовательные пространства, формирующиеся как вокруг образовательных организаций, так и вокруг обучающихся, что свидетельствует о продолжении процессов деинституционализации профессионального образования в будущем.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)