МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
Целью работы является исследование современных проблем и перспектив решения интеллектуального анализа больших веб-данных в реальном времени, а также возможность практической реализации технологии Web Mining для больших веб-данных на практическом примере.
Материалы и методы. Исследование включало в себя обзор библиографических источников по проблемам интеллектуального анализа больших данных. Была применена технология Web Mining для ассоциативного анализа больших веб-данных, а также компьютерное моделирование практической задачи анализа транзакции с помощью скриптового языка общего назначения (PHP).
Результаты. В ходе работы описана специфика технологии Data Mining, а также был проанализирован современный подход к анализу больших веб-данных – Web Mining. Дана краткая классификация решаемым задачам с помощью технологии Web Mining. Обоснована проблема интеллектуального анализа больших веб – данных на скриптовом языке общего назначения (PHP): отсутствие библиотек для интеллектуального анализа данных, затрудненная нормализация данных к виду необходимому для интеллектуального анализ, взаимодействие с системой управления базой данных. Так же был реализован пример, показывающий подход к интеллектуальному анализу больших веб-данных. На основе представления о технологии Web Mining и описанных сложностях анализа веб-данных на языке PHP, были предложены приёмы эффективного решения поставленной практической задачи интеллектуального анализа веб-данных на основе транзакций, совершенных в динамическом веб-приложении. Был разработан модуль ассоциативного анализа транзакций клиентов на языке программирования PHP. Модуль включает в себя класс интеллектуальной обработки данных. Так же разработана структурная схема модуля, архитектура системы. Построенный модуль позволяет решить основную часть проблемы ассоциативного анализа больших веб-данных по технологии Web Mining с целью решения поставленной задачи выявления закономерностей в большом массиве веб-данных. Ассоциативный анализ веб - данных происходит значительно быстрее благодаря сочетанию скриптового языка общего назначения и объектно-ориентированного подхода.
Заключение. По результатам проведённого исследования, можно утверждать, что современное состояние технологии анализа больших веб-данных позволяет эффективно обрабатывать объекты данных, выявлять закономерности, получать скрытые данные и получать полноценные статистические данные в реальном времени. Полученные результаты могут использоваться как в целях первичного изучения технологий анализа больших веб-данных, так и в качестве дополнения к системе управления содержимым для интеллектуального анализа веб-данных. Использование технологии ассоциативного анализа и созданного универсального класса-обработчика делает созданный модуль гибким, а возможность ручной интеграции делает данный модуль универсальным (не зависит от системы управления базой данных). Методы алгоритма работают с выбранными данными. Данный фактор существенно упрощает дальнейшую разработку программного кода.
Постоянно растущие потребности в специалистах цифровой ИТ-индустрии выдвигают на первый план задачу разработки эффективных образовательных программ, обеспечивающих высокий квалификационный уровень подготовки выпускников. От того, насколько более детально будут продуманы, спроектированы и реализованы все компоненты образовательной деятельности вуза, будет зависеть и результат такой деятельности – выпуск высококвалифицированных специалистов. Поэтому вузам при разработке и актуализации образовательных программ предстоит провести уточнение состава профессиональных компетенций, которые должны удовлетворять как потребностям эффективного исполнения обобщенных трудовых функций и трудовых функций, зафиксированных в профессиональных стандартах, так и многим образовательным параметрам, зафиксированным в нормативной базе российского высшего образования.
Целью настоящего исследования является разработка инновационных образовательных программ на этапе цифровой трансформации высшего образования и перехода к практико-ориентированной проектной подготовке выпускников вузов по ИТ-направлениям. В задачи исследования входят следующие этапы:
1. Разработка концептуальной модели интеллектуальной интегрированной образовательной среды на основе сопряжения онтологий профессиональных и образовательных стандартов.
2. Систематизация и организация элементов цифрового репозитория и на его основе разработка алгоритмов генерации учебно-методического и организационно-распорядительного контента интеллектуальной интегрированной образовательной среды.
3. Апробация методики генерации контента интеллектуальной интегрированной образовательной среды.
Такая задача может быть достигнута лишь на основе интеграции всех компонентов образовательного процесса в единое информационно-образовательное пространство. Решение такой задачи видится в разработке методов и инструментальных средств генерации учебно-методического и организационно-распорядительного контента на основе цифрового репозитория электронной обучающей системы посредством технологий управления знаниями, обеспечивающих адаптивность образовательного процесса с применением онтологического подхода. Такая работа в настоящее время проводится и в РЭУ им. Г.В. Плеханова, в том числе и по ИКТ – направлениям. Проведенный анализ видов профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры в части требований ФГОС ВО по направлению «Прикладная информатика» показал, что эти требования с различной степенью полноты соответствуют ряду профессиональных стандартов в области ИТ-индустрии.
В результате проведенного анализа факторов повышения качества образовательного процесса намечены пути совершенствования подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика» в контексте сопряжения онтологий профессиональных и образовательных стандартов. Также в статье приводятся подходы к разработке примерной основной образовательной программы по указанному направлению и раскрывается методика её инжиниринга, базирующаяся на взаимодействии и композиции элементов интегрированного информационно-образовательного пространства и, на его основе, семантическом моделировании и автоматической генерации образовательного и организационно-управленческого контента.
Таким образом, предложенная методика будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и отвечать мировым трендам развития науки данной области знаний что позволит вывести подготовку высококвалифицированных специалистов ИТ-индустрии на качественно новый уровень.
УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ 
В работе рассмотрена эволюция проектной деятельности и влияние современных технологий на форму представления проектов. Рассмотрены особенности сетевого проекта, описаны цифровые инструменты, пригодны для организации сетевой деятельности. Описаны этапы организации проекта и цифровые инструменты для проведения телекоммуникационного проекта, особенности создания сайта сетевого образовательного проекта. В статье предлагается описание сетевого проекта «Безопасность в сети». Целью данной статьи является описание метода создания современного телекоммуникационного проекта, созданного на основе современных облачных и сетевых инструментов.
На основании поставленной цели можно выделить следующие задачи:
• Рассмотреть эволюцию проектной деятельности.
• Рассмотреть этапы разработки проекта.
• Провести анализ современных цифровых инструментов, пригодных для переноса образовательной деятельности в сеть интернет. Подобрать современные инструменты для реализации сетевого проекта.
• Обозначить особенности организации проектной деятельности в сети.
• Провести апробацию и сделать выводы о проделанной работе.
Актуальность данной работы заключается в том, что сервисы, используемые в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» должны постоянно меняться на самые современные и демонстрировать обучающимся актуальные инструменты, необходимые современному выпускнику и специалисту.
Материалы и методы. Выводы основываются на теоретическом анализе научной и методической литературы по использованию метода проектов в образовании. При подготовке статьи использовались материалы и выводы, сделанные автором при создании сайта телекоммуникационного проекта «Безопасность в сети». Телекоммуникационный проект состоялся в 2019 году (май-июнь) на базе колледжа Омского государственного технического университета, в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии».
Заключение. Современный телекоммуникационный проект имеет ряд отличительных особенностей. Процесс подготовки к запуску проекта достаточно трудоемкий и требует от преподавателя достаточной цифровой грамотности. Использование современных образовательных сред способно сделать процесс организации и проведения проекта максимально комфортным для всех участников проектной деятельности.
Проведенный анализ современных образовательных инструментов, основанный на описании ключевых особенностей телекоммуникационного проекта, позволил предложить достаточно простые в использовании сервисы, способные в полной мере использовать преимущества сетевой проектной деятельности. Предложенные сервисы апробированы в рамках проведения сетевого проекта «Безопасность в сети». В рамках исследования разработан и апробирован метод телекоммуникационных проектов, способный, благодаря использованию современных сервисов, не только познакомить студентов с темой проекта, но и развивать ИКТ-компетентность обучающихся, а также повышать заинтересованность обучающихся в изучении современных технологий и улучшать способность ориентироваться в информационном пространстве
Результаты. Метод телекоммуникационных проектов – это действенная педагогическая технология, которая обрела новую жизнь в цифровую эпоху. Современный проект, проводимый в сети, имеет ряд особенностей, но благодаря тому, что данный вид работ основывается на современных сервисах и технологиях, можно говорить о том, что это развивает ИКТ-компетентность студентов и их навыки работы в сети.
Цель исследования. Целью представленного исследования является разработка методики обучения работе с цифровыми данными. В статье рассматриваются вопросы обучения методам извлечения и анализа цифровых данных на примере социальных сетей при подготовке студентов по программам высшего образования по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» и «Политология». Актуальность исследования обоснована факторами: цифровой трансформации экономики; развития источников цифровых данных; повышения важности работы с цифровыми данными в управлении. Перед университетами поставлена новая задача – подготовить студентов к работе с цифровыми данными в их профессиональной деятельности. Обзор научных источников показал, что для применения существующих методов извлечения данных необходимы навыки программирования. В то время как современное состояние ИТ и источников данных содержат инструменты работы с данными доступные широкому кругу пользователей без необходимости написания программного кода.
Материалы и методы. Исследование основано на изучении теоретических материалов и практики работы с цифровыми данными в управленческих процессах. Для оценки эффективности применения практических приемов работы с данными в обучении по программам высшего образования были проведены эмпирические исследования.
Результаты. Разработана методика практического обучения студентов, обучающихся по вышеуказанным направлениям, навыкам извлечения и анализа данных. Апробация авторской методики в учебном процессе показала ее эффективность в формировании практических навыков работы с цифровыми данными, а также высокий уровень усвоения теоретических основ благодаря изложению учебных материалов в доступной форме для непрофильных ИТ-специальностей. Преимуществом методики является отсутствие сложных требований к материально-техническому обеспечению обучения и к трудоемкости. В статье выделены области применения данных социальных сетей в экономике и науке: маркетинговые исследования потребителей и конкурентных преимуществ товаров или услуг; формирования набора данных для машинного обучения и развития технологий искусственного интеллекта, политические исследования гражданского общества и политических предпочтений граждан, научные исследования вопросов организации и управления социальными медиа. Обучение аналитической работе на примере социальных сетей высоко мотивирует студентов за счет значимой роли сетей среди молодежи. Применение эффективных педагогических технологий таких как проектно-ориентированное обучение, социальное обучения, совместная работа в электронной образовательной среде поддерживает качество обучения по разработанной методике. В результате студенты лучше осваивают знания и практические навыки, которые применимы также для работы с другими видами социальных медиа и глобальными платформами данных.
Заключение. В статье раскрывается: специфика учебно-методических материалов; разработка практикума по направлениям подготовки; современные педагогические технологии, схема и методика обучения. Рассмотрены преимущества и недостатки социальных сетей как источника данных. Представленная методика обучения реализуется в преподавании дисциплины «Информатика» базового цикла подготовки на факультете государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
В настоящее время проблема плагиата довольно ощутимо затрагивает научную и образовательную сферы, поэтому специалистами РГБ регулярно проводятся исследования в этой области, и по результатам готовится к публикации серия статей.
Цель: В данной статье освещаются ключевые вопросы, связанные с использованием цифровой коллекции диссертаций и авторефератов РГБ и системы «Антиплагиат.РГБ» с целью экспертной проверки и обнаружения некорректных заимствований в научных трудах. Обосновывается необходимость расширения сферы проверок за счет привлечения более широкого круга исследований научных и образовательных организаций.
Материалы и методы: На материале результатов проведенных в Российской государственной библиотеке проверок научных текстов на предмет наличия заимствований и обзора иноязычных публикаций по данной тематике, статья предлагает систематизацию общих типов выявляемых совпадений, анализирует причины их появления в академических трудах и представляет прогноз развития российского образования и науки в свете борьбы с плагиатом и привлечения внимания научного сообщества к этой проблеме, а также создания атмосферы нетерпимости к этому явлению.
Результаты: Авторы приводят данные, касающиеся развития цифровой диссертационной базы РГБ; характеризуют услугу, предлагающую научным и образовательным учреждениям страны проведение независимой и объективной экспертизы публикуемых документов; обосновывают уникальность такого рода предложения как возможностью сопоставления с единственной в своем роде базой данных, так и наличием научно обоснованной методики проверки.
Заключение: Необходимость независимой и объективной оценки некорректных заимствований в диссертациях и научных публикациях признается академическим сообществом уже давно. Вместе с тем, единого представления о том, кто и на каких основаниях будет осуществлять эту процедуру, пока не выработано. Российская государственная библиотека, с ее богатейшим собранием научных текстов как на русском, так и на иностранных языках, вправе занимать лидирующую позицию в этом процессе, а ее экспертные заключения смогли бы стать частью регуляционного механизма соблюдения норм академической этики.
Управление персоналом, также как и менеджмент любых иных сфер бизнеса, становится зависимым от глобальной цифровизации и, неизбежно, претерпевает сопутствующие изменения. Необходимость поиска новых цифровых решений в области HR, а также анализ принципов адаптации существующих методов автоматизации процессов управления человеческими ресурсами объясняет актуальность данного исследования.
Основной целью данной статьи является оценка современного состояния и дальнейших перспектив применения различных цифровых HR-инструментов в отечественных компаниях. Ключевые задачи исследования: определение наличия реальной потребности компаний в цифровизации HR-процессов; выявление зрелости компаний, связанное с их использованием автоматизированных сервисов в контексте HR-функционала; анализ наиболее популярных инструментов НR и оценка их функциональной пригодности для различных компаний; определение степени взаимосвязи между уровнем цифровизации компаний и человеческим капиталом.
Материалы и методы. В работе используются общетеоретические, эмпирические и статистические методы оценки информации. Систематизируются данные, имеющиеся в актуальной научной и периодической литературе, а так же в фундаментальных трудах в сфере управления персоналом. Исследование опирается на информацию, представленную в открытых источниках, содержащую в себе набор сведений и отчеты аналитических компаний, включает в себя их анализ и интерпретацию.
Результаты. В результате исследования был выявлен ряд ключевых особенностей текущего состояния цифровизации HR. Представлен сравнительный анализ современных систем автоматизации подбора персонала, и проведена оценка их технологического функционала. Определена степень пригодности наиболее популярных инструментов HR для различных компаний и факторы, влияющие на выбор компании в пользу того или иного программного инструмента HR.
Заключение. В работе было выявлено, что цифровая трансформация HR процессов находится на этапе становления, однако современные условия информатизации общества являются вполне благоприятными для перехода компаний на цифровой HR. Исключения составляют компании с небольшой численностью персонала (до 100 человек), цифровизация которых, чаще всего будет являться экономически не целесообразной. Аналитический обзор ряда актуальных исследований показал, что большинство отечественных компаний возлагают большие надежды на цифровой HR. Тем не менее, сегодня на рынке практически отсутствуют фирмы, которым удалось полностью перевести в цифровой формат всю совокупность HR-процессов. Кроме того, проведенное исследование позволило сформулировать выводы о наличии высокой корреляции между зависимостью фирм от человеческого капитала и масштабом использования ими цифровых HR инструментов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
Целью исследования является анализ возможностей и обоснование использования веб-сервисов онлайн-досок в качестве мультимедийного средства обучения и организации групповой работы студентов на занятии по иностранному языку в вузе в условиях электронного обучения. Актуальность исследования обусловлена дидактическими сложностями и проблемными вопросами методического сопровождения образовательного процесса в контексте общего перехода высших учебных заведений РФ в формат электронного обучения.
Материалы и методы. В статье раскрыты специфические дидактические требования, обуславливающие выбор средств обучения и ресурсов для проведения групповых форм учебной деятельности студентов на практическом занятии по иностранному языку в условиях электронного обучения. Результаты исследования получены в ходе анализа теоретических и методологических научных публикаций, посвященных основам групповой работы и особенностям содержания практического занятия в системе высшей школы. Отдельное внимание отводится проблеме планирования совместной учебной деятельности с учетом специфики преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Следующий этап исследования включал изучение функциональных возможностей существующих веб-приложений онлайн-доски с целью определения преимуществ применения и вариантов использования рассматриваемого средства для обеспечения наглядности, интерактивности и организации групповой формы работы студентов на практическом занятии по иностранному языку в электронном обучении.
Результаты. В рамках исследования апробирован ресурс Linoit (пример одного из веб-сервисов онлайн-доски). Виртуальная доска использовалась как дополнительное средство организации форм групповой работы на практическом занятии по иностранному языку на портале дистанционной поддержки образовательного процесса филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе (https://distant.sev.msu.ru/). Различные функциональные возможности инструмента Linoit были протестированы в формате совместной работы студентов в процессе проведения практических занятий в период организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий для студентов 1–4 курсов направлений подготовки 46.03.01 «История», 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». По результатам педагогического наблюдения и апробации технических возможностей онлайн-доски в статье представлены вариации использования ресурса для осуществления групповой деятельности на разных этапах практического занятия по иностранному языку. Приведены примеры учебных заданий, которые можно выполнять с помощью онлайн-доски.
Заключение. Использование онлайн-доски решает задачи обеспечения наглядности, интерактивности, наличия быстрой обратной связи, а также организации работы в едином веб-пространстве. Онлайн-доска является многофункциональным средством обучения. Прежде всего, ресурс предоставляет визуальный контакт для всех членов группы. Онлайн-доску можно рассматривать как эффективный инструмент для совместной учебной и проектной деятельности студентов благодаря функциям обмена файлами разного типа (мультимедиа объектами) и опции совместного редактирования материалов. Наличие онлайн-доски существенно облегчает процедуру проведения этапов контроля, а также взаимной проверки. Использование ресурса способствует развитию творческих способностей студентов, формированию универсальных и профессиональных компетенций на практическом занятии по иностранному языку в условиях электронного обучения.
Цель исследования. В современных динамичных условиях образование должно быть направлено в будущее, обладать разомкнутостью и избыточностью по отношению к поставленным педагогическим задачам, имеющимся образовательным потребностям обучающихся, к современному состоянию общества, экономики, рынка труда. Обеспечение такого качества образования невозможно без интернет-ресурсов и информационных технологий, без организации онлайн-активности обучающихся. Цель настоящей статьи – рассмотреть многообразие возможностей образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве, представить типологию рисков такой деятельности, предложить пути преодоления рисков и обеспечения её эффективности и безопасности.
Материалы и методы. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности обобщены исходя из анализа научных работ и результатов эмпирического исследования. В исследовании использованы методы теоретического анализа и систематизации, эмпирического исследования (опроса), методы описательной математической статистики. Эмпирическое исследование проведено на выборке студентов первого курса ИТ-направлений (N = 174) с использованием метода анкетирования.
Результаты. Представлено многообразие видов информационно-образовательной деятельности (учебно-познавательный, поисково-познавательный, коммуникативно-познавательный, информационно-созидательный, развлекательно-познавательный) и преимущества онлайн-обучения по сравнению с обучением в аудитории. Дана типология рисков информационно-образовательной деятельности исходя из двух оснований. По объекту выделены риски для здоровья, развития и эмоционального благополучия обучающегося и риски потери эффективности деятельности. По локализации выделены внешние риски, связанные с организацией интернет-пространства и образовательной деятельности в нём (перегруженность информационного пространства, манипулятивные технологии в подаче информации, контентные риски, коммуникационные риски, кибер-риски, недостоверный интернет-контент, некачественное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, отсутствие обратной связи, технической и методической поддержки), и внутренние риски, связанные с психолого-педагогическими особенностями обучающихся (неустойчивость субъективной картины мира, внутренние предпосылки подверженности контентным и коммуникационным рискам, внутренние предпосылки интернет-зависимости, бесцельная и неумелая активность в интернет-пространстве, неэффективные когнитивные стили, неразвитость критического мышления, отсутствие стремления к саморазвитию, преобладание внешних мотивов учебной деятельности, трудности саморегуляции, неразвитость волевых качеств, узость интересов, цифровая некомпетентность).
Заключение. Предложены пути преодоления рисков и обеспечения эффективности и безопасности информационно-образовательной деятельности: 1) продвижение в обществе идей непрерывного образования как способа существования, развития как ценности, образованности как значимого капитала; 2) создание избыточных по отношению к поставленным педагогическим задачам и имеющимся образовательным потребностям обучающихся информационно-образовательных сред и обучающе-развивающих интернет-ресурсов; 3) развитие психологической устойчивости, цифровой и образовательной компетентности обучающихся; 4) педагогическое управление деятельностью студентов в интернет-пространстве (организация, сопровождение, поддержка, контроль). Указывается на возможность использования технологических решений для реализации функций управления информационно-образовательной деятельностью студентов, при этом подчёркивается важная роль преподавателей в этом процессе.
ISSN 2079-5939 (Online)