Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
Том 26, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

4-13 313
Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является создание нейросетвых моделей модулей в системе адаптивного тестирования для построения индивидуальной траектории тестирования.

В исследовательской статье рассматриваются вопросы реализации системы адаптивного тестирования с точки зрения внедрения в ее состав модулей искусственных нейронных сетей, которые должны решать задачу выбора темы и сложности следующего вопроса, учитывая предыдущие ответы и сложность ранее заданных вопросов, а также связанности тем и времени ответа как фактора угадывания или поиска ответа, тем самым формируя индивидуальную траекторию тестирования.

Материалы и методы. В ходе исследования проанализированы данные, влияющие на качество решения задачи, предложена общая модульная структура системы и описаны основные потоки данных, поступающие на вход искусственной нейронной сети (ИНС). Для решения задачи выбора сложности вопроса предложено использовать сеть прямого распространения, проведено сравнение различных архитектур и параметров обучения ИНС (алгоритмов обновления весов, функций потерь, количества эпох обучения, размеров пакета). В качестве альтернативы, рассмотрена возможность использования рекуррентной ИНС LSTM (Long-Short Term Memory) сети.

Все результаты были получены с помощью высокоуровневой библиотеки Keras, позволяющей осуществить быстрый старт на начальных этапах исследований и получение первых результатов. В качестве оптимизаторов сравнивались SGD, Adam, NAdam и RMSprop, реализованных в Keras для достижения более быстрой сходимости. Лучшие результаты по точности показал Adam, при этом совместно с оптимизатором использовалась функция потерь MSE (среднеквадратичная ошибка).

Традиционно обучение проводилось в течение большого числа эпох, экспериментальным путем получены графики зависимостей точности от числа эпох для разного количества нейронов в скрытом слое.

Результаты. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что полученная точность сети прямого распространения в 80–85% вполне достаточна для ее применения в системе адаптивного тестирования. Однако, предстоит ответить на вопрос о необходимости повышения эффективности уже реализованной сети, а, следовательно, провести исследования методов повышения эффективности сетей, среди которых более тонкая настройка параметров и алгоритмов обучения, а также архитектуры.

Известный и очевидный недостаток применения LSTM – их требовательность к оборудованию и ресурсам, как при обучении (процесс обучения занимает значительное время), так и при запуске, в нашем случае дополняется повышенными требованиями к обучающей выборке и ставит под сомнение целесообразность дальнейшего исследования LSTM сетей при решении данной задачи.

Заключение. Внедрение предлагаемого инструментария позволит реализовать систему адаптивного тестирования, с интеллектуальной подборкой вопросов в зависимости от демонстрируемого уровня знаний тестируемого для формирования индивидуальной траектории тестирования с целью определения достоверного уровня знаний испытуемого за оптимальное число заданных вопросов.

14-24 351
Аннотация

Целью исследования является обоснование и апробирование интерактивной методики, предполагающей активное взаимодействие старшеклассника – модератора и школьников в процессе формирования у них компетенций в области информационной безопасности, позволяющих им успешно социализироваться в информационной среде. Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны, процессом информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и востребованностью в этой связи субъектов общества, обладающих как знаниями в сфере информационной безопасности, так и способностью обеспечивать собственную технологическую, идеологическую и психологическую безопасность и на этой основе объективно анализировать и оценивать поступающую к ним информацию с учетом содержащихся в ней угроз. С другой – потребностью практики в методическом обеспечении процесса обучения школьников основам безопасности в сети Интернет и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели мы использовали системный подход для построения модели интерактивной методики обучения школьников основам информационной безопасности, деятельностный подход, позволяющий активизировать процесс взаимодействия субъектов познавательной деятельности и возможность повышения его эффективности на основе геймификации. В работе применялись следующие методы: анализ педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, эксперимент, анкетирование, тестирование, опрос, диагностические методики (методики интернет-зависимости С.А. Куликова и Кимберли-Янг в адаптации С.А. Лоскутовой), методы математической статистики и наглядного представления результатов. В эксперименте были задействованы 66 школьников с пятого по девятый классы и 5 старшеклассников в качестве модераторов школы № 28. г. Магнитогорска.

Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована интерактивная методика обучения школьников основам безопасности в сети Интернет, реализуемая в рамках внеурочной деятельности на основе авторской программы, разработанной на спиралевидном принципе представления содержания обучения, взаимодействия учителя, старшеклассника – модератора и школьников на принципе наставничества, с использованием геймификации. Разработанный нами гейм-сценарий на принципах постепенного усложнения ситуационных заданий в зависимости от возраста школьников (механика геймификации), сотрудничества (динамика геймификации) и мотивации (компоненты геймификации), реализован в виде мобильного приложения с элементами дополнительной реальности. В рамках данной методики ученики старшего звена выступают наставниками для обучающихся среднего школьного возраста. Изучение мнения школьников свидетельствует о том, что они удовлетворены процессом и результатом обучения.

Заключение. Предлагаемая интерактивная методика обучения школьников основам безопасности в сети Интернет, сочетающая элементы традиционного и электронного обучения в рамках внеурочной деятельности, обеспечивает вовлечение школьников в учебный процесс на основе развития внешней и внутренней мотивации, повышает продуктивность их познавательной деятельности, исключает формализм в интерактивном взаимодействии и позволяет эффективно реализовать контроль и оценку результатов обучения.

122
Аннотация

Цель исследования. Работа посвящена описанию разработанной методики обучения школьников безопасного нахождения в сети интернет Актуальность разработки обуславливается тем, что происходить информатизация всей жизнедеятельности человека и современный человек не может полноценно функционировать вне цифровой среды. Это относится как к профессиональной и образовательной сфере, так и к бытовой. Наибольшей проблемой становится обеспечение информационной безопасности на всех уровнях, поэтому важно, чтобы родители и учителя активно принимали участие в обеспечении безопасности и своевременном предупреждении опасностей в Интернете. Многие педагоги в сегодняшней реальности оказались в ситуации, когда от них требуется обучить школьников навыкам, которыми они сами не обладают и чаще всего не имеют о них представления. В связи с чем, представляет интерес разработки, позволяющие упростить этот процесс.

Работа посвящена описанию разработанной методики обучения школьников безопасного нахождения в сети интернет, отличительной особенностью и новизной которой является применение многоуровневости реализации с использованием технологии геймификации.

Материалы и методы исследования. Проведя анализ теоретической базы (учебных материалов, методических рекомендаций и ФГОС ООО) были выявлены недостающие в программах: неэффективность классических форм и методов донесения информации о безопасном нахождении в сети интернет. Чаще всего на тему, посвященную основам безопасного нахождения в сети Интернет в учебном плане отводят мало часов [1,2,3], поэтому данную тему учителя стараются раскрывать во внеурочной деятельности. Существующие разработки проведения внеурочной деятельности, рассчитаны на единоразовое прохождение заданий, получение знаний и отработку навыков. В современном мире все непрерывно развивается и то, что было актуально для школьников 5 классов, уже будет устаревшей информацией в области безопасного использования Интернета в 7-9 классах. Учителям необходимо своевременно находить или разрабатывать новые внеурочные программы для усвоения новых, актуальных знаний и закрепления их на практике. Не достаточно единожды обучить основам безопасного нахождения в сети Интернет, со временем забываются полученный знания и навыки.

Результаты исследования. Таким образом, мы пришли к выводу, что выигрышной будет методика многоуровнего обучения школьников основам безопасности в сети Интернет. Многоуровневость реализуется, посредством повторении уже полученных знаний в рамках традиционных уроков на ежегодных часах внеурочной деятельности, направленных на актуализацию знаний в области информационной безопасности и отработку навыков у школьников. Школьники не будут забывать давно изученные правила, погружаясь с каждым годом в тему безопасного нахождения в Интернете. А применяемая технология геймификации поможет привлечь и акцентировать внимание школьников.

Заключение. Представленная методика была апробирована в рамках тематической недели в образовательном учреждении. Все участники мероприятия успешно завершили выполнения заданий игры. Рефлексивный опрос показал, что всем участникам (школьникам и учителям) было комфортно работать с данной методикой.

УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ 

25-36 321
Аннотация

Цель данного исследования заключается в анализе существующих подходов к управлению портфелем проектов и программ, их дальнейшее развитие и обобщение, создание систем, ориентированных на формирование компетентности специалистов в области управлении портфелями проектов предприятий. Обсуждаются обоснование и основные причины необходимости формирования компетенций специалистов в управлении портфелями проектов с точки зрения эффективности проектной деятельности и бизнеса предприятия.

В современных условиях функционирование любой компаний детерминируются рядом глобальных тенденций – изменением форматов ведения бизнеса под влиянием цифровизации, сетевизации экономики, и изменения структуры транзакционных издержек, оптимизацией управления портфелем проектов. Это в свою очередь влечет за собой и изменение требований к компетенциям менеджеров в управлении портфелями проектов предприятий.

Система высшего образования в настоящее время не формирует необходимый комплекс компетенций выпускников вузов, которые функционально должны заниматься управлением портфелем проектов и программ. Компетенции управления портфелем проектов ошибочно подменяется компетенциями управления отдельными проектами в то время как практически во всех современных предприятиях есть портфель проектов. Это является одной из причин того, что руководители предприятия, принимая на работу вчерашних выпускников вузов формулируют им вводное требование: - «Забудьте все, чему вас учили в вузе».

Материалы и методы. Исследование проводилось с 2019 по 2021 гг. в Финансовом университете при Правительстве РФ среди студентов 4-го курса направления обучения «Бизнес-информатика», обучающихся по профилю «ИТ-менеджмент в бизнесе». Методологической базой исследования явилась совокупность теорий инновационного менеджмента, портфельного и проектного менеджмента. Типология портфелей проектов представлена основными компетенциями, необходимыми менеджерам в управлении портфелями проектов и программ. Проведение анализа существующей системы образования показывает, что она не способна даже после магистратуры предоставить бизнесу профессионально подготовленного менеджера крупных проектов, не говоря уже о бакалавриате. Отмечена некоторая ограниченность применения известных компетенций управления портфелями по причине их несоответствия текущим реалиям бизнеса. В качестве основного метода исследования выступил анализ современных требований к функциональности системы управления портфелем проектов организации.

Результаты. Выявлено, что основными требования современного бизнеса в специалистах, обладающих компетенциями в управлении портфелем проектов и программ, существенно опережают имеющиеся компетенции выпускников вузов. Определены основные необходимые компетенции менеджеров управления портфелем проектов. Показан разрыв в требованиях бизнеса и имеющихся компетенциях выпускников вузов в данном направлении менеджмента. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы при формировании компетенций в управлении портфелем проектов, которые предъявляет бизнес системе образования.

Заключение. Управление портфелями проектов и программ является значимым фактором в развитии бизнеса предприятия. Условия ведения бизнеса сейчас таковы, что предприятия одновременно реализуют несколько проектов и программ, эти проекты и программы вынуждены объединяться в портфели. В портфелях проекты конкурируют за ограниченные ресурсы предприятия, а при отсутствии системного управления портфелем проектов, отсутствии координации между ними, может возникнуть управленческий хаос, наносящий вред как отдельным проектами, так и всему бизнесу предприятия. Таким образом, объединение отдельных проектов в программы, а программы в портфели существенно увеличивает эффективность проектной деятельности и бизнеса предприятия в целом.

В статье на примере Сбербанка показывается сравнение перечня требуемых функционалом бизнеса компетенций в области управлении портфелями проектов и программ с оценкой компетентности выпускников направления обучения бизнес-информатики. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в трансформации систем подготовки кадров, в практической деятельности по управлению портфелями проектов и программ организаций любых типов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

37-51 254
Аннотация

Цель исследования. Пересмотр и обновление подходов к разработке условий и средств реализации программ повышения квалификации педагогических кадров по цифровым технологиям в режиме дистанционного обучения представляется сегодня актуальным и значимым направлением научно-педагогической деятельности для модернизации системы дополнительного постдипломного образования Российской Федерации. Обучение по таким программам, как правило, происходит на базе систем управления обучением в формате онлайн-курсов. В фокусе данной работы находится проблематика разработки именно комплексных онлайн-курсов, а не отдельных наборов цифровых дидактических средств.

Цель исследования заключается в представлении характеристик когнитивно-технологического подхода и описании наиболее значимых особенностей онлайн-курсов по цифровым технологиям для педагогических кадров, разрабатываемых на его основе.

Материалы и методы. Исследование проводится с 2018 г. на базе Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и посвящено решению проблемы повышения эффективности онлайн-обучения педагогических работников в рамках программ повышения квалификации по цифровым технологиям.

Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что повышение результативности, удовлетворенности и обеспечение условий персонификации обучения педагогических кадров на курсах повышения квалификации по цифровым технологиям можно обеспечить, если проектировать и разрабатывать их на основе когнитивно-технологического подхода.

На основе анализа научно-педагогических источников и последующего синтеза существующих в дидактической теории когнитивного и технологического подходов были выделены ключевые и наиболее значимые по мнению авторов работы особенности, которые должны присутствовать в современных онлайн-курсах по цифровым технологиям для работников сферы образования.

Результаты. С теоретической точки зрения в работе описаны ключевые характеристики когнитивно-технологического подхода, определяющие консолидированные требования к описанию целей, содержания, структуре и условиям реализации созданных на его основе дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации. С позиции практики в работе представлены возможные способы реализации указанных требований в онлайн-курсах, размещаемых в системах управления обучением (на примере возможностей Moodle). Показан пример разработанного таким образом онлайн-курса по ключевым цифровым компетенциям педагогических работников.

Заключение. Описанные в работе положения обосновывают необходимость поиска путей совершенствования технологий проектирования программ повышения квалификации и переподготовки, ориентированных на персонификацию, высокую результативность и условия цифровой среды. Предлагаемые характеристики, особенности и пример применения когнитивно-технологического подхода позволяют осуществлять реализацию таких программ в системе управления обучением Moodle. Сведения, представленные в данной работе, могут представлять интерес для методистов, проектирующих дополнительные профессиональные образовательные программы для педагогических работников; для разработчиков и преподавателей курсов повышения квалификации по цифровым технологиям и их потенциальных слушателей; для исследователей в сфере цифровизации образования.

52-68 643
Аннотация

Цель исследования. С появлением новых требований к высшим учебным заведениям на рынке образовательных услуг и на рынке труда возникает необходимость поиска эффективных методов управления образованием в условиях развития рыночных отношений, перед университетами и институтами стоит задача создать механизмы обеспечения качества образовательных услуг. Особую актуальность приобретает формирование системы обеспечения качества обучения для разных категорий учащихся, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. Целью исследования является, рассмотрение ситуации с состоянием инклюзивного образования, на основе зарубежного опыта попытка проанализировать ситуацию в других странах, а также предоставить рекомендации по дальнейшему совершенствованию, чтобы сделать реальностью инклюзивное обучение для большого числа детей и их семей. Возможно, что эти исследования будут способствовать тому, чтобы в обществе возобладал климат, более благоприятный для «образования для всех», а детям, которых, может быть, в прошлом отлучали от образования, будет легче получить его.

Материалы и методы. Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы. Объем материалов можно условно разделить на несколько групп - указы и постановления правительства Республики Узбекистан, отчеты и исследования международных организаций, труды ученых исследователей. Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере образования, в том числе инклюзивного, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы анализировался зарубежный опыт и обобщались данные по работе в сфере инклюзивного образования в Республике Узбекистан. Данная статья представляет собой попытку проанализировать ситуацию в Узбекистане, рассмотреть меры, принимаемые в Республике Узбекистан по внедрению инклюзивного образования, проанализировать опыт других стран и предложить рекомендации.

Результаты. В Узбекистане ведется значительная работа по созданию условий жизни, получения образования для лиц с ограниченными возможностями, создана законодательная база для создания условий для дальнейшего развития лиц с инвалидностью. В статье исследуется опыт зарубежных стран и стран Центральной Азии в развитии инклюзивного образования. Отдельно рассматривается ситуация с обучение лиц с инвалидностью в Узбекистане, анализируется доступ детей к получению образования, а также получение профессионального и высшего образования, изучается законодательная база в этом направлении. Отмечается, что проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из центральной для республики.

Заключение. Таким образом, мы приходим к выводу, что социальная инклюзия детей и взрослых с инвалидностью требует широких системных изменений и применения многосекторального подхода, который устраняет институциональные и структурные препятствия, позволяя лицам с инвалидностью удовлетворять свои основные потребности, связанные со здоровьем, реабилитацией, экономической и социальной безопасностью, обучением и развитием навыков, а также проживанием в своих сообществах. В наших условиях, неблагоприятных для максимально независимой жизни инвалидов, снижение степени ответственности государства за благосостояние граждан с инвалидностью чревато высокими социальными рисками. Переход к независимой жизни и инклюзии следует осуществлять с использованием ориентиров развития, учитывающих национальные интересы и социально-экономические контексты, акцент должен быть сделан на устранении барьеров в предоставлении молодежи с ограниченными возможностями к образованию.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)