ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
В статье показано, что в настоящее время сеть интернет все активнее используется в высшем образовании. Утверждается, что основные направления исследования использования сети интернет показывают положительное влияние использования глобальной сети в высшем образовании. Выявлено, что наряду с положительным влиянием сеть интернет оказывает существенное негативное влияние. Выявлены такие негативные факторы, как широкое распространение решенных учебных заданий и быстрое их копирование в случае появления новых заданий. Показана не возможность публикации новых учебных пособий при применении методов активных лекций, вследствие помещения этих пособий в сеть интернет. Распространенность ложной информации в сети интернет. Обсуждается вопрос о предоставлении студентам готовой информации как таковой, показано, что в ряде случаев делать это не целесообразно. Говорится о том, что публикация полных учебных пособий целесообразна только в том случае, если речь идет о базовых дисциплинах, в остальных случаях это представляется сомнительным. Проанализированы недостатки таких способов борьбы с обозначенными факторами как программы выявления плагиата, ограничение обмена научно-методическим опытом. Выявлены такие недостатки использования программ выявления плагиата как, использование программ борьбы с этими программами и некоторые другие. Показано, что применение новых учебных заданий, может приводить к тому, что выполненные задания будут распространяться студентами через сеть интернет, и тем самым будет происходить обесценивание этих заданий. Выявлена следующая закономерность использования новых учебных заданий в высшем образовании: чем более эффективным является учебное задание, тем больше вероятность того, что оно будет обесценено. Обсуждается вопрос необходимости, отказа от такого типа учебных заданий как курсовые работы, что связано с тем, что студенты копируют курсовые работы или материалы к ним даже не читая их. Предлагаются способы использования докладов и рефератов, позволяющие преодолеть негативные тенденции. Показано, что использование сети интернет фактически блокирует обмена научно-методическим опытом. Проанализировано соответствие использование сети интернет в высшем образовании некоторым принципам дидактики. Показано, что использование сети интернет противоречит такому принципу как самостоятельность обучения, вследствие того, что студенты копируют информацию, даже знакомясь с ее содержанием. Принципу научности, потому, что интернет полон недостоверной, ложной информации. Принципу прочности усвоения знаний, вследствие того, что скопированная и порой даже не просмотренная информация не усваивается никаким образом. Предлагаются способы преодоления влияния этих факторов. Утверждается необходимость проведения специальных дополнительных исследований предназначенных для выявления способов борьбы с негативными тенденциями использования сети интернет в высшем образовании и соответствия этого использования основным принципам дидактики.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
В статье излагаются вопросы обеспечения качества высшего образования, связанные с вхождением России в единое европейское образовательное пространство. Основное внимание сосредоточено на необходимости создания системы обеспечения качества российского высшего образования, совместимой с европейскими системами. Проводится сравнение российского и европейского подходов к обеспечению качества высшего образования. Российская система обеспечения качества высшего образования рассмотрена на четырех уровнях: государственном, вузовском, общественном и международном; для каждого уровня определены основные элементы системы. Поскольку европейский подход разделяет систему обеспечения качества на два уровня: внешний и внутренний, предлагается переход к сопоставимым уровням. Рассматриваются особенности рамочных стандартов EURopean ACcredited Engineer (EUR-ACE), которые были разработаны, прежде всего, для облегчения процедуры признания степеней и квалификаций и обеспечения качества образовательных программ в общеевропейском образовательном пространстве. Проводится сопоставление требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Российской Федерации и рамочных стандартов EUR-ACE на примере образовательных программ магистратуры в области инженерного образования. Сопоставление выявило сходства и существенные различия в рассматриваемых подходах. Так, результаты обучения сформулированы в разных «системах координат»: по видам деятельности в ФГОС ВО, по «циклу» инженерной деятельности в стандартах EUR-ACE. Однако, если задачу согласования стандартов (требований) не рассматривать на уровне совпадения их структур и/или используемых определений и формулировок, то принципиальных противоречий между европейским и российским подходами обеспечения качества нет. Поэтому целесообразно искать пути гармонизации европейских и российских требований по обеспечению качества образовательных программ. Логичным элементом внедрения международных схем менеджмента качества является аккредитация российских образовательных программ в международных организациях и сетях. Для эффективного выполнения этой задачи необходимо разработать инструменты, формализующие и систематизирующие процедуры по обеспечению качества образовательных программ с учетом требований европейских стандартов. Рассматривается опыт Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) по обеспечению качества образовательных программ: разработка и апробация Методики мониторинга образовательных программ и Модели on-line обеспечения качества образовательных программ с учетом международных требований, созданной в рамках реализации проекта TEMPUS «On-line Electronic Quality Assurance of Study Programmes» (EQUASP), участником которого является СПбПУ. Внедрение предложенных инструментов обеспечивает полноту и достоверность информации обо всех аспектах реализации образовательного процесса, выполнение общеевропейских требований аккредитации образовательных программ, совместимость российской и европейских систем высшего образования, и, следовательно, формирует базу для аккредитации образовательных программ в международных организациях и сетях. Модель on-line обеспечения качества образовательных программ – мощный инструмент, позволяющий привести процесс обеспечения качества образовательных программ в соответствие с Европейскими стандартами и директивами, улучшить их качество, увеличить прозрачность и сопоставимость.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Данная статья посвящена инновационным аспектам совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управленческих процессов в вузе на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Данная цель определила постановку и решение следующих задач: исследовать теоретическую сущность и понятие корпоративного управления в вузе; определить направления и формы корпоративного управления в вузе; выявить особенность процессов корпоративного управления в вузах; определить факторы, сдерживающие внедрение корпоративных принципов управления вузом; разработать технологию использования корпоративной почты вуза на основе применения программного комплекса MS Outlook и системы безопасности Kerio Control. В процессе исследования применялись методы экономического, исторического и логического анализа, системного подхода, метод аналогий, методы обобщений, метод экспертных оценок, SWOT анализ и др. Использованы прикладные исследования по данной проблеме, а также практический опыт Ташкентского государственного экономического университета. В ходе написания статьи получены результаты, содержащие элементы научной новизны: дано авторское определение «корпоративное управление в вузе» на макро и микроуровнях. На макроуровне – это государственное регулирование, поддержка и содействие процессов внедрения, трансформации и адаптации методов, моделей и передового опыта (практики) корпоративного управления в сферу высшего образования, повышение степени автономности вузов и реализации механизмов государственно-частного партнерства с целью повышения социальной эффективности и ответственности сторон. На микроуровне – это использование механизмов эффективного корпоративного управления, обеспечивающих согласование интересов предприятий и организаций и создание условий для долгосрочного сотрудничества с бизнес сообществом, способствующих выполнению миссии вуза и поддержанию академических ценностей высшего образования; определены направления корпоративного управления в вузе; выявлены особенности процессов корпоративного управления, заключающиеся в амбивалентности их влияния на вузовскую среду, как с положительных, так и с отрицательных сторон; определены факторы, сдерживающие процессы формирования корпоративного управления в вузе на различных стадиях, устранение которых создает основы для поиска новых резервов успешного функционирования вузов в условиях нарастающей сложности, неопределенности и динамизма внешней среды. Выявлены зоны трехсторонних интересов государства, бизнеса и вуза в процессе интеграции образования, науки и инноваций. Данное исследование направлено на систематизацию и развитие теоретических основ концепции корпоративного управления в вузе. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности органов управления, бизнес структурами, профессиональными и высшими учебными заведениями в качестве основы для выработки рекомендаций по развитию и совершенствованию управленческих процессов на базе применения информационно-коммуникационных технологий.
Дистанционное образование способствует решению образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья. Крайне важно изучение зарубежного опыта. Североамериканские университеты накопили большой опыт в данной сфере. Blackboard является ведущим пакетом программного обеспечения, который в отличие от собственных програмных продуктов и асинхронных курсов, созданных многими российскими институтами, профессионально помогает решить образовательные проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья. В международном Университете Арктики растет интерес к использованию информационно-коммуникационных технологий и открытых учебных ресурсов, и сетей. В 2008 году тематическая сеть Университета Арктики по дистанционному обучению и электронному обучению начала функционировать. Интернет и дистанционное обучение создает новую возможность для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель: Способствует ли дистанционное обучение на Аляске и в Северных и сибирских регионах Российской Федерации решению образовательных проблем околополярного Севера для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основныe задачи исследования: выявить современные образовательные арктические проблемы для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проанализировать специфику дистанционного образования; проанализировать вопрос дистанционного обучения циркумполярного Севера; проанализировать вклад дистанционного обучения в более широкие проблемы арктической политики и управления. Актуальность работы: Арктический отчет о развитии человека в Арктике указывает, что существует очень мало околополюсных исследований в области образования, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эта статья может начать первоначальное обсуждение темы, которое может быть дополнительно изучено в будущих работах. Новой тенденцией для приполярного образования является его растущая доступность. Доступность для студентов означает способность ходить на занятия и реализовать свой потенциал, то есть, наличие возможности для посещения школы, как физически, так и культурно. Расширение доступности образования характерно не только для Севера. Скорее, это является отражением изменений, которые произошли в урбанизированных районах по всему миру, где рост населения, увеличение уровня жизни, современные технологии были преобразовывали образование на протяжении последних пятидесяти лет (Арктический доклад о развитии человека I). Основа исследований состоит из научно-исследовательских работ и конференций по дистанционному обучению для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Арктике; законодательных актов, созданных международными организациями, американскими и российскими ведомствами; сайтов с информацией о российских и американских университетах. Были также использованы международное, российское и американское законодательство, статистические источники, средства массовой информации, касающиеся образовательной политики для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Целью исследования является статистическое описание случайных факторов процесса самообразования – такого этапа процесса непрерывного образования, при котором отсутствует целенаправленное воздействие на обучающегося образовательной организацией и разработка алгоритмов оценки этих факторов. Предполагается, что мотивациями самообразования являются внутренние факторы, характеризующие личность обучающегося и внешние, связанные с изменяющейся средой и возникающими новыми задачами. Явлениями, доступными для анализа процесса самообразования (наблюдаемыми данными), считаются события, имеющие отношение к этому процессу, которые моделируются точками на оси времени, число и положение которых предполагается случайными. Каждой точке процесса может быть поставлен в соответствие неизвестный и ненаблюдаемый случайный или неслучайный фактор (параметр), который влияет на интенсивность образования точек. Цель состоит в описании наблюдаемых и ненаблюдаемых данных и разработке алгоритмов их оптимальной оценки. Далее такие оценки могут быть использованы для индивидуальной характеристики процесса самообучения или для сравнения различных обучающихся. Для анализа статистических характеристик процесса самообразования применен математический аппарат теории точечных случайных процессов, который позволяет определить ключевые статистические характеристики неизвестных случайных факторов процесса самообразования. Работа состоит из логически завершенной модели, включающей следующие составные части.
• Обоснование базовой статистической модели появления точек в процессе самообразования в виде пуассоновского процесса, единственной характеристикой которого является интенсивность возникновения событий.
• Методика проверки гипотезы о пуассоновском распределении наблюдаемых событий.
• Обобщение базовой модели на случай, когда функция интенсивности зависит и от времени и от неизвестного фактора (параметра), который может быть как случайным, так и не случайным. Такие факторы интерпретируются как факторы мотивационного типа, поскольку непосредственно влияют на интенсивность образования точек.
• Обобщение базовой статистической модели другого типа, когда каждому случайному событию приписывается случайное или неслучайное число. Эти числа интерпретируются как ресурс (цена), который расходуется при появлении каждого события и сопоставляются внешним факторам процесса самообразования.
Для каждой частной модели указаны оптимальные алгоритмы оценок соответствующих факторов по выбранным критериям, в простейших случаях получены аналитические выражения. Показано, что для случайного параметра, не зависящего от времени достаточной статистикой является число точек на интервале наблюдения, а для изменяющегося во времени случайного параметра применим алгоритм оптимальной линейной фильтрации. Для внешних факторов самообразования, получены выражения для математического ожидания и дисперсии этих факторов. Рассмотрен сквозной числовой пример применения теории, включающий вычислительный эксперимент. Применение математического аппарата случайных точечных процессов позволяет сформулировать модель случайных факторов процесса самообразования в виде случайной последовательности точек, которые отождествляются с некоторыми событиями, сопровождающими процесс самообразования. Плодотворность упомянутого подхода подтверждается тем, что указаны алгоритмы для определения всех основные статистических характеристик всех рассмотренных типов случайных процессов возникновения событий, а для простейших случаев получены аналитические выражения.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Внедрение в учебный процесс CASE-технологий проектирования баз данных (БД) требует от учебного заведения значительных затрат на приобретение программного обеспечения. Возможным решением проблемы может стать использование бесплатных программ-аналогов. В то же время такого рода замещение должно основываться на четком представлении о функциональных характеристиках и особенностях работы этих программ. Цель статьи – обзор свободных и некоммерческих CASE-средств проектирования баз данных, а также их систематизация на основе анализа функциональных возможностей. При написании статьи использовались материалы с официальных сайтов разработчиков инструментальных средств. Оценка функциональных характеристик CASE-средств проектирования баз данных производилась исключительно эмпирическим путем при непосредственной работе с программными продуктами. Анализ функциональных возможностей инструментальных средств позволил выделить две категории CASE-средств проектирования баз данных. К первой категории относятся системы, обладающие базовым набором функций и инструментальных средств. Важнейшими базовыми функциями этих систем являются: управление подключениями к серверам баз данных, визуальные инструменты создания и редактирования объектов базы данных (таблиц, представлений, триггеров, процедур), возможность ввода и редактирования данных в табличном режиме, инструменты управления пользователями и привилегиями, редактор SQL-кода, средства экспорта/импорта данных. CASE-системы, отнесенные к первой категории, могут использоваться для проектирования и разработки простых баз данных, управления данными, а также как средство администрирования сервера БД. Отличительной особенностью второй категории CASE-средств проектирования баз данных (полнофункциональных систем) является наличие в них визуального конструктора, позволяющего выполнять построение модели базы данных и автоматическое создание БД на сервере на основе этой модели. CASE-системы, относящиеся к данной категории могут использоваться для проектирования и разработки баз данных любой структурной сложности, а также в качестве инструмента администрирования сервера БД. В статье сделан вывод о том, что качественная подготовка специалистов в сфере информационных технологий невозможна без понимания студентами принципов построения БД, практического освоения ими современных методов проектирования и разработки баз данных. Инструментальной основой технологии проектирования баз данных являются современные CASE-средства. На сегодняшний день на рынке программных продуктов представлено большое число коммерческих CASE-систем проектирования БД, различающихся по своим характеристикам. Сдерживающим фактором широкого использования в российских вузах CASE-технологий проектирования баз данных является высокая стоимость программного обеспечения. Приведенный в работе обзор свободных и некоммерческих CASE-средств проектирования баз данных, их систематизация помогут преподавателям и студентам в выборе доступных инструментов проектирования и разработки баз данных.
Цель. Задача качественной оценки технологий и инноваций, которую невозможно решить без современных методов и средств поддержки принятия решений, в настоящее время особенно актуальна. Причиной этого является все более возрастающий объем разнородной информации, которую следует учитывать лицу, принимающему решение. Сокращение допустимого срока выработки решений также оказывает существенное воздействие на данный процесс. Приведенные причины находят отражение в задачах сетецентрических войн, управления АЭС, прогнозирования, концептуального проектирования. Это актуализирует задачу синтеза новых методов принятия решений, которые позволят эффективно решать задачи выбора альтернатив в тех проблемных областях, в которых применение существующих методов принятия решений необоснованно или недопустимо. Сложность процесса создания новых методов принятия решений обусловлена высокой степенью использования когнитивных процедур. В соответствии с общесистемными тенденциями развития место конструктора в процессе синтеза МПР должна занять система (группа систем), реализующих определенные когнитивные операции. Первым шагом к созданию такой группы систем является разработка методологии системного синтеза МПР.
Материалы и методы. Областью исследования являются подходы к синтезу систем, а в частности – к синтезу методов принятия решений. На основе многоаспектного анализа и обобщения подходов была разработана методология, состоящая из основных этапов – целеполагания, целедостижения и вариации целевой системы. В рамках каждого их этапов возможна широкая вариативность используемых операций, применяемых в зависимости от имеющихся данных, полученных в результате анализа предметной области. С использованием методологии был получен ряд методов принятия решений, при этом их создание проводилось без использования средств вычислительной техники, что потребовало существенных временных затрат на выработку приемлемых решений. Поэтому было решено разработать автоматизированную систему для повышения эффективности выполнения ряда процедур методологии.
Результаты. В процессе исследования были определены варианты использования системы, в соответствии с которыми были сформированы концептуальная и техническая архитектуры системы, выделены ключевые подсистемы: нормативно-справочной информации, базы знаний о методах принятия решений и стратегиях синтеза, а также определены средства их разработки. В качестве базы данных используется СУБД MS SQL Server, в качестве клиентской части – Borland Delphi.
Заключение. Из-за высокой сложности формализации интеллектуальных, творческих, операций методологии, основным направлением ее автоматизации является поддержка концептуального анализа предметной области МПР и формирования на его основе банка знаний об интеллектуальных операциях в совокупности с их характеристическими признаками, направленного комбинирования операций, составляющих группу стратегий синтеза методов принятия решений, а также реализация функции поиска по признакам в банке знаний об интеллектуальных операциях.
В последние годы технологии электронного обучения (E-Learning) стремительно набирают обороты в своем развитии. В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с повышением качества программного обеспечения виртуальных образовательных систем: увеличение срока непрерывной эксплуатации программ, повышение их надежности и гибкости. Перечисленные характеристики напрямую зависят от способности программной системы адаптироваться к изменениям в предметной области, условиям внешней среды и особенностям пользователей. В ряде случаев такая способность сводится к своевременной оптимизации программой собственных интерфейсов и структуры данных. Целью данной работы является разработка основ технологии самооптимизации информационных систем в составе E-Learning.
Для решения поставленной задачи применялись методы интеллектуального анализа данных, теории графов и предметно-ориентированного проектирования.. К основным результатам работы следует отнести: предложенную классификацию механизмов адаптации; формулирование и формализацию принципа рефлексивной адаптации в информационных системах; разработку архитектурного шаблона информационной системы, ориентированной на реструктуризацию в процессе эксплуатации; алгоритм самооптимизации пользовательского интерфейса информационной системы на основе методов интеллектуального анализа данных.
Разработка теоретических основ автоматической реорганизации информационных систем в составе E-Learning позволит повысить гибкость программного обеспечения виртуальной образовательной среды и увеличить срок его непрерывной эксплуатации. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-07-01553.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье рассматриваются актуальные вопросы использования дистанционных образовательных технологий и смешанной модели обучения иностранных языкам в российском университете. Авторы исследуют возможности дистанционных образовательных технологий в современном языковом образовании. Показана практическая сторона использования смешанной модели обучения иностранным языкам на примере системы дистанционного обучения Кампус в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова и Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.
Цель исследования: 1) проанализировать преимущества виртуального кампуса в системе образовательной подготовки российских студентов по иностранным языкам в университете; 2) показать разницу между дистанционным и электронным обучением иностранным языкам; 3) показать, какие языковые и речевые компетенции формируются с помощью виртуального кампуса; 4) описать инструментарий виртуального кампуса; 5) провести педагогический эксперимент, демонстрирующий возможности виртуального кампуса в обучении иностранным языкам; 6) доказать инновационность и продуктивность смешанной электронной модели обучения иностранным языкам на базе виртуального кампуса. Материалы исследования. В качестве материалов исследования послужили: 1) записи проведения занятий в виртуальном кампусе (форумы; тесты, письменные задания, комментарии), 2) «бумажные» и электронные учебники и учебные пособия; 3) опросы студентов и преподавателей; 4) результаты тестирования студентов.
Методы исследования: в процессе эксперимента использовались описательный, проектный, сопоставительный, статистический методы.
Результаты исследования. В процессе проведения эксперимента была доказана инновационность и продуктивность использования смешанной модели электронного обучения иностранным языкам в университете, которая проявляется в следующем: 1) в способности интенсивно развивать коммуникативные и языковые компетенции студентов; 2) в развитии индивидуальной траектории обучаемого; 3) в расширении активного и пассивного словаря обучаемого; 4) в расширении социокультурного потенциала урока; 5) в развитии интеллектуального потенциала обучаемого; 6) в интенсификации учебного процесса.
Выводы: 1. Использование электронной проектной смешанной модели обучения иностранным языкам с использованием виртуального кампуса позволяет поднять на более высокий уровень процесс формирования компетенций различного типа, включающих следующие: 1) речевые (прежде всего, чтение и письмо); 2) языковые (лексические и грамматические); 3) когнитивные. 2. Рекомендуется внедрять новую электронную смешанную модель обучения иностранным языкам на базе виртуального кампуса в образовательный процесс российских университетов. 3. Использование электронной смешанной модели обучения иностранным языкам на базе виртуального кампуса предполагает изменение менеджерского подхода к организации преподавательской деятельности. 4. Использование электронной смешанной модели обучения иностранным языкам возможно в рамках системного подхода к образовательному процессу и предусматривает иерархичность и последовательность ее использование на различных этапах образовательного процесса.
ISSN 2079-5939 (Online)