УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ 
Цель исследования. Целью работы является обоснование и разработка программного обеспечения для организации, ведения и контроля образовательного процесса, в том числе в форме практик и стажировок, в учебной пожарно-спасательной части ведомственного вуза МЧС. Актуальность и потребность в автоматизации учебного процесса связана с необходимостью совершенствования процесса обучения как курсантов по программам практик, так и постоянного личного состава учебной пожарно-спасательной части по служебно-профессиональной подготовке. Реализуемая в настоящее время практическая подготовка курсантов на базе учебной пожарно-спасательной части имеет ограниченный по времени формат обучения, в виде дежурства сутки через трое, что не позволяет без широкого применения цифровых технологий повысить уровень организации учебного процесса и его эффективность, например, за счет обеспечения постоянного доступа обучаемых к учебным материалам.
Материалы и методы. Для разработки технического задания на создание программного обеспечения применены методы научно-педагогического исследования, содержащих анализ и синтез информационных сведений, включающих как практику организации учебного процесса в учебных пожарно-спасательных частях вузов МЧС, так и требования нормативных правовых документов к служебно-профессиональной подготовке пожарных. Проведен обзор программных продуктов, оценена возможность их применения для организации и проведения практик и стажировок курсантов МЧС, сформулированы требования к функционалу программного обеспечения и порядку его использования в учебной пожарно-спасательной части.
Результаты. Разработано программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть», которое внедрено в учебно-практическую деятельность ведомственного вуза МЧС. Программное обеспечение реализовано в виде сайта (http://dfs.edufire37.ru), который поддерживается всеми современными видами браузеров и адаптирован для мобильных устройств. Программа включает 12 основных функциональных модулей, позволяющих организовывать администрирование и управление пользователями, разрабатывать методические и контрольно-измерительные материалы, формировать программу практики или программу подготовки, расписание учебных занятий, базу знаний и электронный журнал, получать сведения о результатах обучения, организовывать игровую форму обучения посредством интеллектуальных дуэлей между пользователями, а также получать доступ к сведениям о имеющейся на вооружении учебной пожарно-спасательной части пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, к интерактивной карте района выезда пожарно-спасательного караула с размещением различных объектов защиты и их характеристиками, дорог, водоисточников и других сведений, необходимых для ликвидации пожаров. Кроме того, в программе предусмотрен функциональный модуль «Форум» и «Личные сообщения», предназначенные для обсуждения между пользователями актуальных вопросов обучения и профессиональной деятельности.
Заключение. В работе обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в деятельность учебной пожарно-спасательной части вуза МЧС для повышения эффективности организации, ведения и контроля практик и стажировок курсантов. Представленное программное обеспечение, обеспечивает выполнение функциональных задач как в области обучения курсантов в вузе МЧС, так и в области служебно-профессиональной подготовки постоянного состава учебной пожарно-спасательной части. Перспективным направлением является внедрение представленного программного обеспечения в деятельность практических пожарно-спасательных частей для организации служебно-профессиональной подготовки пожарных.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
Целью работы является обоснование и апробирование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, предполагающей активную роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научно-исследовательской деятельности. Актуальность данной проблемы обусловлена процессом глобализации экономики, переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью осуществлять коммуникацию на иностранном языке и на этой основе успешно решать научно-исследовательские задачи.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа существующих подходов к решению проблемы, общенаучный системный подход, позволяющий исследовать процесс взаимодействия субъектов и объектов образовательной деятельности в вузе и возможность повышения эффективности образовательного процесса на основе использования цифровых инструментов, а также системы дистанционного обучения Мoodle. Разработанная технология апробирована в Минском филиале ФГБОУ ВО ≪Российский экономический университет≫ им. Г.В. Плеханова≫ в работе со студентами первого курса направления подготовки 38.03.05 ≪Бизнес-информатика≫, профиль программы – ≪Цифровая трансформация бизнеса≫; направления подготовки 38.03.02 ≪Менеджмент≫, профиль программы – ≪Маркетинг≫ и направления подготовки 38.03.01 ≪Экономика≫, профиль программы – ≪Бизнес-статистика и аналитика≫.
Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована авторская практико-ориентированная интерактивная информационно-педагогическая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов и системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность уже на первом курсе их обучения в университете. Изучение мнения студентов свидетельствует о том, что они удовлетворены процессом и результатом обучения. Об эффективности технологии свидетельствуют также результаты участия студентов Минского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова в иноязычных международных научных форумах и конкурсах.
Заключение. Предлагаемая технология, основанная на использовании студентами цифровых инструментов, гармонично сочетает то лучшее, что есть в ≪живом≫ и ≪виртуальном≫ взаимодействии субъектов образовательного процесса, активизирует роль студентов в формировании и развитии у них иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для использования иностранного языка в научной-исследовательской деятельности и позволяет осуществлять эту деятельность уже на первых стадиях обучения в университете. В рамках рассмотренной технологии задействуется потенциал содержания образования по иностранному языку и используется личностно-ориентированная педагогическая технология Дальтон, а также выросший из этой технологии метод ≪перевернутый класс≫ (flipped class), являющиеся вариантами смешанного обучения (blended learning) и предполагающие сочетание элементов традиционного и электронного обучения.
Цель исследования. Автор продолжает исследовать эффективность использования сайта преподавателя русского языка как иностранного и ставит своей целью показать, что преподавательский сайт в новой дидактике может служить одним из основных средств обучения русскому языку как иностранному на подготовительном курсе вуза. В ходе исследования сформулировать понятие ≪педагогический сайт или сайт преподавателя≫ и выявить валидность эффективности учебного сайта преподавателя www.russian-teacher.ru. Сайт преподавателя рассматривается в формате педагогической технологии как мультимедийное средство обучения и доказательно выявляется его актуальность. Квинтэссенцией педагогического сайта, как и любого проекта в педагогике, автор предлагает считать позитивно-результативный подход, учитывая психологию и физиологию новой языковой личности. В основе заложена идея Н.А. Бернштейна о ≪моделировании будущего≫. В исследовательской статье представлены некоторые примеры использования педагогического сайта на подготовительном курсе русского языка как иностранного, вузов, а также среди узбекских учителей на территории Узбекистана.
Материалы и методы. Для исследования и выявления целесообразности проделан теоретический анализ работ по физиологии Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, по психолингвистике А.А. Леонтьева, Г. Пауля, по новой дидактике В.К. Дьяченко и М.А. Мкртчяна, по педагогическому моделированию А.С. Дохина, по педагогической технологии В.А. Сластёнина, по дистанционному обучению А.В. Хуторского и Е. Полат. Преподавателем-исследователем было проведено наблюдение среди разных групп обучающихся, в связи с этим дополнены инновационные приёмы обучения. Были проведены опросы среди обучающихся иностранцев, которые отметили необходимость сайта, но при совместном обучении с преподавателем эффективность сайта более весома.
Результаты. Впервые разработана и описана педагогическая модель сайта, включающая цели, задачи, принципы, технологии, функции, инвариантное и вариантное содержание. Сформулировано и объяснено новое понятие ≪педагогический сайт≫, раскрыты условия, соответствующие понятию. Предложены и описаны педагогические технологии: ≪Живой диалог≫, ≪Учим слова быстро≫, ≪Учимся писать по-русски≫, ≪От простого к сложному≫ позволяющие формировать и совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся. Показаны преимущества сайта при обучении русскому языку как иностранному относительно учебных пособий.
Заключение. Используя доказательную педагогику, преподаватель русского языка как иностранного представляет сайт www.russian-teacher.ru как целесообразное средство в современном обучении, показывает эффективность работы с ним как с педагогической системой, где каждый из элементов взаимосвязан с другими. Внимательно изучив идею учёного-физиолога о моделировании будущего, преподаватель-исследователь настоятельно рекомендует закладывать её в основу каждого педагогического проекта. Актуальной темой в настоящее время остаётся критериальность результативно-позитивного аспекта с точки зрения психологии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
Целью исследования является исследование качества дистанционного обучения. В работе определены основные проблемы, которые возникли при переходе на дистанционную форму обучения в связи с эпидемиологической ситуацией в 2020–2021 гг. в Российской Федерации.
Материалы и методы. Для получения данных проводилось анкетирование среди студентов Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского. В результате тестирования качества дистанционного обучения получен массив из 187 записей. Данные обработаны в программе IBM SPSS Statistics 23.0 методами описательной статистики. В работе применялись следующие методы: анализ методологической, педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; частные методы – классификация, систематизация, сравнение, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения. В опросе приняли участие 60,9% женщин и 39,1% мужчин, среди них большинство студентов очной формы обучения (96,2%), меньше – заочной (2.7%) и очной-заочной (1,1%) форм обучения. Среди уровней высшего образования: студентов бакалавриата – 86,8 %, магистратуры – 10,4 % и аспирантуры – 2,7%.
Результаты. Исследование показало, что половина студентов высших учебных заведений адаптировались к новым условиям дистанционного обучения. У половины уменьшилась учебная мотивация, лишь четверть респондентов удовлетворены полностью качеством процесса обучения, половина отмечает увеличение нагрузки. При оценке качества программных средств студенты отмечали неудобства в использовании платформы Moodle: проблемы плохого отображения лекций, технические перебои в процессе воспроизведения материала, отсутствие валидных гиперссылок. Больше половины студентов считают, что обеспечены нужным количеством материала для самостоятельного изучения. При анализе степени социальной активности обучающиеся отметили снижение общения с одногруппниками и потребность в ≪живом≫ общении с преподавателями. Больше половины обучающихся отмечают повышение уровня общей тревожности. В выборе работ, которые преподаватели чаще использовали на своих занятиях обучающиеся отмечают выдачу заданий для самостоятельного выполнения, размещение учебных материалов, проведение групповых занятий, онлайн-тестирование и проведение видео-занятий. Среди опрошенных половина сталкивалась с трудностями в решении практических заданий без помощи преподавателя и не всегда справлялись с большим количеством заданной информации. Большинство проблем на начальных этапах внедрения были быстро устранены.
Заключение. На основании исследования было установлено, что количество плюсов дистанционного обучения превалирует над количеством минусов. Потенциал применения обучения в таком формате находится на высоком уровне, обеспечивая тем самым перспективы его использования. Однако, тем не менее, исследование также показало, что необходима дальнейшая работа в области улучшения обратной связи между педагогами и обучающимися в условиях уменьшения невербальной коммуникации. В исследовании предложены пути по устранению основных трудностей, с которыми сталкиваются как обучающиеся, так и преподаватели во время дистанционного обучения.
Актуальность. Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как метод организации электронного обучения и передачи знаний с применением дистанционных образовательных технологий сегодня вызывают всё больший интерес у обучающихся и преподавателей. Однако большинство исследователей выделяют высокую трудоемкость и наличие дополнительных навыков со стороны преподавателя как обязательное условие реализации успешной видеолекции. При этом преподаватели продолжают проводить традиционные занятия в ≪допандемийном≫ режиме и продолжается размещение дополнительного материала в ЭИОС для обучающихся по индивидуальному графику. Зачастую для дистанционных участников образовательного процесса разрабатывается индивидуальная образовательная траектория обучения и возрастает нагрузка на преподавателя, который вынужден применять разные методы и формы обучения для обеспечения равных образовательных возможностей всем обучающимся. Как альтернатива для оптимизации авторами предлагается внедрение онлайн-трансляции занятий как наиболее эффективного метода и формы обучения в онлайн формате.
Цель исследования: разработка сбалансированной модели применения онлайн-трансляции и видеозаписи занятий при организации электронного обучения с возможностью фиксации хода образовательного процесса и контроля знаний.
Материалы и методы. Используя поиск по ключевым словам в системе РИНЦ авторами установлено, что понятие ≪Он-лайн трансляция занятий≫ не применяется исследователями. Однако, анализ публикационной активности в системе РИНЦ за 2017-2021 гг. показал положительный тренд использования терминов ≪Онлайн занятие≫, ≪Синхронное обучение≫, которые являются самыми близкими по смыслу к понятию ≪Онлайн трансляции занятий≫. В публикации предложены критерии оценки эффективности применения онлайн-трансляции занятий при организации обучения в вузе. В качестве примера реализации решения для организации онлайн-трансляции, записи занятий была описана и сопоставлена с предложенными критериями эффективности система ≪Информационно-ресурсный центр≫ применяемая в ФГБОУ ВО ≪Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма≫.
Результаты. В результате анализа было установлено, что данный тип систем (системы онлайн-трансляции) не предусматривают возможность фиксации усвоения материала и не позволяют в полной мере проводить фиксацию хода образовательного процесса и контроля знаний при организации электронного обучения.
Выводы. Авторами предлагается интеграция систем онлайн трансляции с системой электронного обучения, как рабочая модель применения онлайн-трансляции и видеозаписи занятий при организации электронного обучения, которая будет удовлетворять всем установленным в исследовании критериям. Модель, построенная в ходе исследования, универсальна и может использоваться с применением любых методических приемов, в том числе при использовании модели ≪перевернутого класса≫, когда заблаговременно до начала занятия размещается материал для предварительного ознакомления, а на самом занятии проводится его разбор.
ISSN 2079-5939 (Online)