ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
В статье рассматривается активную в настоящее время форму обучения, основанную на применении видеоуроков на занятиях – «перевернутое обучение». Даны цели и раскрыты основные особенности технологии «Перевернутого обучения» студентов, а также показаны преимущества этого метода передачи необходимых знаний. Показаны заключения цели данной технологии в оптимизации учебного процесса, в увеличении эффективности выполнения самостоятельной работы студентами, в повышении уровня мотивации обучения студентов, в формировании у студентов чувства ответственности за свое образование, в превращении студентов в активных участников образовательного процесса. Выявлены преимущества данного подхода в возможности гармоничного совмещения электронного обучения с аудиторными лекционными занятиями, доступность многих ресурсов, а также работа студентов в команде. Рассмотрен комплекс электронно-образовательных инструментов технологии «Перевернутого обучения» и соответствующих программных продуктов. Выделены основные цифровые стратегии как средства применения электронно-цифровых устройств в процессе обучения и внеаудиторной деятельности. Подробно описана технология «Перевернутого обучения» студентов, имеющая значительную перспективу в повышении качества образования в экономических вузах. Показаны причины, приводящие к необходимости перехода в методиках высшего профессионального образования к технологиям «Перевернутого обучения». Представлены этапы становления технологии «Перевернутого обучения». Проанализированы главные тенденции изменений в действующих образовательных технологиях, которые возможно станут ключевыми в ближайшем (5–7 лет) будущем.
Статья посвящена выявлению ключевых особенностей обучения специалистов по управлению знаниями и систематизации доступных им источников информации. Актуальность тематики связана с растущей потребностью в управленческих кадрах, способных организовать работу со знаниями на предприятии с целью достижения конкурентных преимуществ.
В рамках исследования были рассмотрены определения, связанные с управлением знаниями в зарубежной и отечественной литературе, проанализировано количество преподаваемых профильных дисциплин в российских ВУЗах, выявлено преобладание неформального образования над образованием в ВУЗах. Изучен феномен преподавания управления знаниями в рамках таких смежных дисциплин как информационные технологии и управление персоналом. В статье также систематизированы тренды, в рамках которых реализуются проекты по управлению знаниями. На базе вышеуказанной специфики, выдвинуто предположение, что основным драйвером развития неформального образования в этой сфере является предпринимательская инициатива экспертов. Отмечены направления, в которых вклад российской науки в развитие управления знаниями как дисциплины проявляется в особой степени. Таковыми являются сферы интеллектуального капитала и информационных технологий.
Статья будет интересна исследователям и практикам, чьи профессиональные интересы лежат в сфере управления знаниями. В заключении предложены пути совершенствования систем образования в ВУЗах и неформального образования для повышения компетентности всех специалистов, которые работают в сфере управления знаниями.
Цель исследования – анализ профессиональных стандартов по направлению «информационные технологии», их взаимодействие и корреляция с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Рассматриваются сложности, возникающие при применении профессиональных стандартов в высшем образовании, проявляющиеся в основном при оценке профессионального уровня выпускника. Существующая в настоящее время система высшего образования оперирует понятием «профессиональная компетенция». Единицей измерения результатов образовательной деятельности в профессиональных стандартах является овладение обобщенной трудовой функцией определенной квалификации. Таким образом, сопоставить оценки образовательных и профессиональных стандартов достаточно сложно. Тем не менее, совмещать эти разные подходы необходимо. И поиск решений этой проблемы остаётся по-прежнему актуальным.
В статье особое внимание уделено обучению по направлению «Программная инженерия». Данное направление обучения появилось в России из рекомендаций стандарта Computing Curricula: Software Engineering. Предполагается, что выпускники данного направления будут заниматься в будущем разработкой и поддержкой сложных программных систем, а потому во время образовательного процесса они должны получить широкую базу знаний и умений, для того, чтобы уметь разрабатывать программное обеспечение, создавать проекты разработки программного продукта, а также программную документацию; управлять процессами жизненного цикла программ, работать в коллективе и управлять командой исполнителей в процессе производства программных продуктов. Согласно рекомендациям Национального Агентства Развития Квалификаций профессиями, которым можно обучить за время бакалавриата «программной инженерии», являются «Программист», «Специалист по тестированию в области ИТ», «Архитектор ПО». В данной статье проанализированы обобщенные трудовые и трудовые функции этих профессиональных стандартов и выделены их общие требования. В работе показана возможность обучения некоторым обобщенным навыкам этих профессиональных стандартов студентов направления «Программная инженерия», начиная с первого курса. В частности, рассматривается актуальная форма обучения в виде проектной работы. Большинство описанных в настоящее время методик обучению проектной работы посвящено их применению на старших курсах.
В данной работе выдвинута идея возможности организации проектной работы в виде групповой курсовой работы на первом курсе на изучении программированию (дисциплина «программирование на языке высокого уровня»). Основные требования при организации этого процесса: создаваемый программный продукт должен быть достаточно сложный, поскольку он должен быть разделен на отдельные части для участников проекта. Далее, участники должны попробовать (в том или ином объеме) разные роли в этом проекте: разработка архитектуры, создание кода и тестирование проекта. А в заключении – каждый должен разработать текстовый документ по своей части.
Вовлечение студентов в проектную работу (особенно в ИТ) является чрезвычайно актуальным навыком, поскольку в современной жизни мало кто из программистов работает в одиночку. Безусловно, на первом курсе это будет только начало движения в этом направлении, но оно крайне важно и полезно для будущего более глубокого понимания процесса разработки программного обеспечения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
Аннотация
Цель
Целью исследования является разработка методики преподавания процессного подхода к управлению предприятием, предполагающего исполнение экземпляров бизнес-процессов в компьютерной среде. Методику обучения легко использовать в любом ВУЗе, так как при проведении практических занятий курса применяется свободное программное обеспечение (СПО), доступное для установки через интернет, не требующее оплаты или регистрации. Использование СПО позволяет проводить преподавание частично или полностью дистанционно. Студенты могут получать практические навыки работы с системой управления бизнес-процессами, а также выполнять задания курса вне компьютерного класса, установив программное обеспечение на домашнем компьютере. Результаты выполнения заданий курса студенты могут через интернет выкладывать в кампус или посылать преподавателю по электронной почте. Преподаватели также могут проверять выполненные задания дистанционно, установив программное обеспечение на ноутбуке или домашнем компьютере.
Материалы и методы
По курсу издано учебное пособие, содержащее теоретический материал, издан лабораторный практикум. Составлен набор тестов и набор задач, используемых на зачетах и экзаменах. Разработан и проверен на практике подход, в рамках которого итоговая контрольная работа курса становится частью выпускной квалификационная работы студента. Для проведения лабораторных работ используется свободная система управления бизнес-процессами предприятия RunaWFE.
Результаты
Была разработана методика обучения процессному управлению студентов финансово-бухгалтерских специальностей и студентов, обучающихся по специальности бизнес-информатика. Курс был апробирован в течение нескольких лет в НИТУ МИСиС и МЭСИ (в настоящее время — РЭУ им. Плеханова). Занятия по отдельным разделам курса были проведены в УГАТУ, МГТУ им. Баумана, Финансовом университете, НИУ ВШЭ, Российском университете дружбы народов и МФТИ.
Решения, не показавшие хороших практических результатов, не были включены в методику.
Заключение
В статье представлен опыт обучения студентов процессному подходу к управлению предприятием. Изложенная методика позволяет обучить студентов построению исполняемых бизнес-процессов, реализующих решения для различных ситуаций, возникающих в бизнесе предприятия. Полученные знания полезны прошедшим обучение студентам в последующей производственной деятельности.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
Цель исследования. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО РФ) основополагающая роль отводится необходимости приобретения студентами в процессе обучения указанной совокупности компетенций. В то же время вузы в соответствии с законом
«Об образовании в Российской Федерации» должны учитывать также требования профессиональных стандартов, по освоению учащимися трудовых функций, требуемых при работе по выбранной профессии. Задача вуза при планировании учебного процесса состоит в формировании необходимого набора учебных дисциплин и практик, рациональном распределении между ними количества зачетных единиц (ЗЕ) и установлении порядка изучения этих дисциплин по времени (по семестрам). Эта задача традиционно решается вузами экспертным путем на основе нормативных документов и имеющегося опыта разработки учебных планов. При этом, как правило, количественно не оценивается ни эффективность составленных рабочих учебных планов в целом, ни влияние отдельных решений и помех на эту эффективность. Следующей задачей является оценка эффективности реализации рабочего учебного плана, т.е. управление ходом образовательного процесса с учетом непредвиденных и случайных факторов. Эта задача решается путем осуществления контроля текущей успеваемости студентов, однако степень достижения требуемого уровня компетенций и трудовых функций при этом обычно не оценивается. Поэтому задача оперативной оценки фактического уровня требуемых компетенций и проведения необходимых корректирующих воздействий также является актуальной.
Материалы и методы. В работе предпринята попытка формализовать указанные выше задачи и описать процесс приобретения компетенций в виде динамической системы, подверженной помехам. Управление процессом обучения формулируется как задача аналитического конструировании оптимального регулятора (АКОР) А.М. Летова [1], а оценка состояния в условиях помех осуществляется с помощью фильтра Р. Калмана [2].
Результаты. Предложена методика расчета оптимальных траекторий нарастания компетенций в процессе обучения и управляющих воздействий по реализации этих траекторий. Методика позволяет на основе когнитивной модели учебного процесса и при задании приоритетов рассчитать оптимальный план нарастания уровня компетенций и владения трудовыми функциями, а также распределения для этой цели зачетных единиц. При реализации учебного плана рассчитывается корректировка управляющих воздействий в зависимости от фактического состояния учебного процесса. Приводится пример синтеза оптимальной динамики нарастания по семестрам трех групп компетенций (общекультурных – ОК, общепрофессиональных-ОПК и профессиональных – ПК) и необходимых для этого ресурсов в виде количества зачетных единиц при планировании учебного плана подготовки бакалавров. Показано качественное совпадение результатов расчетов с традиционным планированием, а также устойчивость процесса управления компетенциями к возникающим помехам.
Заключение. Понятно, что окончательное принятие решений при проектировании учебного процесса осуществляется работниками вуза, экспертами в данной области знаний и педагогической деятельности. Однако предлагаемая теория позволяет быстро определить структуру решений, оценить приоритеты и влияние различных параметров процесса на качество принимаемых решений, что особенно важно при частом изменении учебных планов. Достоинством методики, на взгляд авторов, является также то, что можно легко варьировать степень подробности учета компетенций и трудовых функций – от суммарного учета всех компетенций, учета по их видам – ОК, ОПК и ПК, до произвольной их группировки, вплоть до выделения отдельных или даже всех компетенций. Методика основана на матричной математике, поэтому увеличение размерности задачи не вызывает изменения алгоритмов расчета.
Целью настоящей статьи является анализ текущего состояния и возможности развития компьютерных систем разного типа в образовании (на примере медицины). Особый упор сделан на использование кейс-методов, сочетающих лингвистический и мультимедийный компоненты и на интеллектуальные технологии для реализации индивидуально настраиваемого и контролируемого на разных этапах учебного процесса. Рассмотренные методы инженерии знаний при построении интеллектуальных систем формируют навыки индивидуальной и совместной работы. Отдельный аспект – это методы и средства дистанционного обучения с использованием телемедицинских и интернет-технологий в обучении и непрерывном повышении квалификации.
В качестве средства когнитивного визуального представления знаний используются онтологии. Они находят применение в представлении медицинских знаний, характеризующих патологические процессы. В качестве первичного анализа логических взаимосвязей признаков используются интеллект-карты и концепт-карты. Ролевые игры способствуют освоению извлечения знаний для экспертных систем. Это позволяет всем членам группы имитировать роли когнитолога и эксперта. А преподаватель корректирует, при необходимости, этот процесс и указывает в заключении на допущенные ошибки и неиспользованные возможности оптимизации диалога студента-когнитолога со студентом-экспертом. На основе кейс-метода предлагается реализовать примеры и вопросы из клинической практики, включающие видеофрагменты. Это позволяет контролировать правильность действий студентов при проведении осмотров и манипуляций. Экспертная система и дистанционные способы работы применяются для анализа микроскопических препаратов под контролем преподавателя. Построение интеллектуальной обучающей системы, включающей кейсы является основой для приобретения навыков дифференциальной диагностики в процессе обследования виртуального пациента. Телемедицинские технологии с применением различных видеокамер предполагают дистанционное преподавание не только теоретических, но и клинических предметов с обследованием больных, включая тестирование обучающихся и видеоэкзамены.
В результате исследований автором предложены схемы компьютеризированной и интеллектуализированной технологии обучения медицинским предметам различного типа (морфологические, клинические, кибернетические). Это способствует повышению знаний с учетом индивидуальных способностей студентов по персональным программам, формирует умения извлекать и анализировать получаемую информацию. Видеоконференции позволяют повышать квалификацию дистанционно по месту работы в процессе контакта с лекторами и преподавателями. Специально разработанные подходы предполагают дистанционное обследование и диагностику под контролем преподавателя. А также демонстрацию больных с различной патологией во время телелекций.
Рассмотренные подходы открывают возможности для индивидуального овладения знаниями на основе современных методов электронного образования и интеллектуальных технологий. Персонализация подхода к обучению позволяет направленно повторять недостаточно усвоенные разделы материала. Дистанционные методы обучения позволят на принципиально новом уровне ставить и решать задачи непрерывного повышения квалификации медицинских работников. В принципе использование многих из перечисленных подходов возможно и в других сферах образования.
Процесс информатизации образования привел к активному использованию средств современных информационных технологий в процессе обучения. Электронные средства обучения не только дополняют образовательный процесс, но и стали его неотъемлемой частью, призванной повысить эффективность и результативность обучения. Электронные средства обучения являются средством повышения интереса студентов к изучению предмета и повышения познавательной активности.
Успешность обучения в ВУЗе связана с познавательной активностью студентов и находится в прямой взаимосвязи от нее. Современное общество предъявляет требования к выпускникам высших учебных заведений: высокий уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки, способность решать сложные политические, научно-технические, социальные и экономические вопросы. Развитие познавательной активности является необходимым элементом личностного роста и развития, фундаментальным условием непрерывного образования. Попытки педагогов активизировать познавательную деятельность посредством увеличения объема предоставляемого к изучению материала и интенсивности его подачи приводят к значительному снижению качества образования, к росту его стрессогенности для всех субъектов образовательного процесса. Традиционная система контроля и оценки знаний обучающихся часто вносит противоречие в мотивационную сферу учебного процесса [1]. Учебная мотивация обеспечивает наиболее высокий уровень познавательной активности, достигающейся благодаря непрерывному побуждению студента к самосовершенствованию при условии создания необходимых условий в образовательном процессе высшего учебного заведения, а также зарождением у студентов желания добиваться новых результатов, которые бы были выше итогов предыдущего этапа обучения и результатов познавательной деятельности.
Целью исследования является изучение возможностей применения электронных средств обучения в образовательном процессе высших учебных заведений для развития познавательной активности студентов. Изучены основные подходы к развитию познавательной активности. Предложена модель занятия с использованием электронных средств обучения, направленного на развитие познавательной активности студентов. Основные методы исследования: анализ научно-методической литературы и моделирование. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие познавательной активности студентов на основе использования в образовательном процессе электронных средств обучения осуществляется за счет индивидуализации и дифференцирования процесса обучения, вкрапления элементов поиска и игровых ситуаций, решения задач, выстраивания персонального маршрута обучения. Электронные средства обучения не только повышают интерес к предмету, но и задействуют больше органов чувств учащихся, за счет чего возрастает эффективность усвоения знаний. Необходимо использовать возможности новых информационных технологий не только для поддержки традиционных форм обучения, но и воплощения в жизнь идей развивающего обучения, интенсификации всех этапов учебно-воспитательного процесса, подготовки студентов к профессиональной деятельности в информационном обществе.
Стоит отметить, что электронные средства обучения нельзя считать универсальным средством, которое может решить все проблемы дидактического характера, возникающие в образовательном процессе ВУЗа. Требуемого результата можно добиться только полностью обдумав эффективность использования электронных средств обучения на каждом этапе процесса обучения.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
Целью данной работы является определение и оценка рисков информационной безопасности для типовой распределенной информационной системы телекоммуникационного предприятия, расположенной в пределах трех контролируемых зон. Основной акцент, при обеспечении информационной безопасности в рассматриваемой информационной системе, делается на минимизацию ущерба от угроз безопасности, направленных на целостность и доступность программно-аппаратного комплекса информационной системы, а не на конфиденциальность информационных ресурсов, обрабатываемых с их помощью.
В рамках исследования были рассмотрены международные и национальные стандарты в сфере защиты информации, регламентирующие вопросы менеджмента рисков информационной безопасности. В частности, были установлены основные требования к оценке и обработке рисков информационной безопасности, исходя из международного стандарта «ISO 27001:2013 Информационные технологии. Методы защиты. Системы менеджмента информационной безопасности», а также проведено сравнение данного стандарта с его версией от 2005 года. В качестве ведущего метода оценки и обработки рисков был выбран качественный метод, как наиболее экономичный, в условиях отсутствия готовых данных о количестве реализованных атак в рассматриваемой информационной системе за отдельный промежуток времени.
В процессе были рассмотрены ценные активы организации, и, основываясь на бизнес-процессах телекоммуникационного предприятия были выделены основные и второстепенные активы, а также соответствующие им угрозы информационной безопасности, в соответствии с банком данных угроз безопасности информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
Результатом проделанной работы стал расчет рисков информационной безопасности, основанный на выделении ценных активов организации, степени потенциального ущерба при реализации угроз на такие активы и вероятности реализации угроз для рассматриваемой информационной системы телекоммуникационного предприятия. Кроме этого, были выделены приемлемые риски, обработка которых не требуется в связи с тем, что фактическая стоимость их минимизации выше убытков от реализации соответствующих им угроз. В заключении были предложены возможные меры по минимизации рисков информационной безопасности, включающие в себя систему резервного копирования, систему защиты от несанкционированного доступа, систему антивирусной защиты, межсетевое экранирование, а также организационные меры и меры физической защиты. Предложенный метод позволяет однозначно и обоснованно оценить риски информационной безопасности организации в условиях недостаточности исходных данных, а также отсутствии дополнительных программно-аппаратных средств для оценки рисков информационной безопасности, что позволяет применять его для типовых организаций, основываясь лишь на масштабировании рассматриваемой системы, при условии отсутствия в обрабатываемых сведениях информации, составляющей государственную тайну. Процедура обработки рисков помогает не только выявить и устранить существующие уязвимости и минимизировать вероятность реализации существующих угроз информационной безопасности, но и повысить уровень грамотности сотрудников предприятия, участвующих в процессе оценки и обработки рисков.
Цель. Целью исследования является разработка методики преподавания процессного подхода к управлению предприятием, предполагающего исполнение экземпляров бизнес-процессов в компьютерной среде. Методику обучения легко использовать в любом ВУЗе, так как при проведении практических занятий курса применяется свободное программное обеспечение (СПО), доступное для установки через интернет, не требующее оплаты или регистрации. Использование СПО позволяет проводить преподавание частично или полностью дистанционно. Студенты могут получать практические навыки работы с системой управления бизнес-процессами, а также выполнять задания курса вне компьютерного класса, установив программное обеспечение на домашнем компьютере. Результаты выполнения заданий курса студенты могут через интернет выкладывать в кампус или посылать преподавателю по электронной почте. Преподаватели также могут проверять выполненные задания дистанционно, установив программное обеспечение на ноутбуке или домашнем компьютере.
Материалы и методы. При разработке теоретической части курса было проведено исследование существующих подходов по выделению бизнес-процессов на предприятии, а также приемов автоматизации бизнес-процессов. Был произведен анализ концепции процессного подхода на основе бизнес-процессов, исполняемых в компьютерной среде предприятия, выделены составные части концепции и разработаны учебные материалы для изучения каждой выделенной части. Также были проанализированы преимущества процессной автоматизации и занятия курса были составлены таким образом, чтобы в процессе обучения можно было показать студентам эти преимущества.
При разработке практической части курса использовался опыт авторов по процессной автоматизации предприятий. Также были использованы материалы Ассоциации профессионалов по управлению бизнес-процессами (АПУБП), как опубликованные, так и рассказанные на различных мероприятиях ассоциации.
Результаты. Разработана методика обучения процессному управлению студентов финансово-бухгалтерских специальностей и студентов, обучающихся по специальностям «Бизнесинформатика», «Прикладная информатика (в экономике)», «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Методика содержит как теоретическую, так и практическую части, а также набор тестов и задач, используемых на зачетах и экзаменах. Курс обучения направлен на формирование у студентов трех основных компетенций: разработка бизнес-логики, настройка автоматической генерации документов, организация взаимодействия с внешними данными. Для проведения лабораторных работ используется свободная система управления бизнес-процессами предприятия RunaWFE.
Разработан и проверен на практике подход, в рамках которого итоговая контрольная работа курса становится частью выпускной квалификационная работы студента. Курс апробирован в течение нескольких лет в НИТУ МИСиС и МЭСИ (в настоящее время — РЭУ им. Плеханова). Занятия по отдельным разделам курса были проведены в УГАТУ, МГТУ им. Баумана, Финансовом университете, НИУ ВШЭ, Российском университете дружбы народов и МФТИ. Решения, не показавшие хороших практических результатов, не были включены в методику.
По курсу изданы учебное пособие, содержащее теоретический материал и лабораторный практикум, содержащий описание практических занятий и набор контрольных вопросов.
Заключение. В статье представлен опыт обучения студентов процессному подходу к управлению предприятием. Изложенная методика позволяет обучить студентов построению исполняемых бизнес-процессов, реализующих решения для различных ситуаций, возникающих в бизнесе предприятия. Полученные знания полезны прошедшим обучение студентам в последующей производственной деятельности.
ISSN 2079-5939 (Online)