МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
В статье рассматривается актуальный вопрос классификации информационных наук и информационных технологий. Отмечается гегемония информационных технологий над самими информационными науками. Рассматриваются два современных подхода к классификации: «cредовой» и «понятийно-критериальный». На основе последнего предложен пример классификации для номенклатуры научных специальностей ВАК.
В данной статье представлена методика описания научных и образовательных сервисов в информационно-образовательном пространстве на базе стека интероперабельности EIF (European Interoperability Framework, сокр. EIF), описаны параметры, характеризующие сервисы на каждом этапе методики, средства, применяемые для описания как самих сервисов, так и используемого кон- тента, а также определена связь методики описания с жизненным циклом сервиса. Приводится пример описания сервиса согласно методике с учетом существующих образовательных и профессиональных стандартов, рекомендаций ITIL, онтологии на базе OWL и WSDL-описания.
Рассматриваются особенности различных этапов формирования управленческих решений, реализующих процесс самосинхронизации
УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ 
В статье рассмотрена необычная возможность использования анимации для изучения численных методов решения математических задач. Под анимацией понимается не только и не столько создание анимационных клипов, но непосредственное «оживление» результатов реализации численных методов.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
В статье авторы рассматривают применение графических паролей при аутентификации. Главным преимуществом такой аутентификации является удобство для пользователей. Однако при многократном наблюдении сеанса входа в систему злоумышленник может понять пароль. Чтобы избежать этого недостатка, авторы рекомендуют использовать динамические графические пароли. На примерах трех динамических графических аутентификаций в статье показано, как, оставаясь удобным для пользователя, графический пароль может быть устойчивым.
Рассматриваются проблемы при автоматизированном тестировании студентов с помощью вопросов в открытой форме, которым соответствует большое количество правильных ответов. Предлагается использовать регулярные выражения, задающие шаблоны ответов. Рассмотрена проблема автоматической выдачи подсказок при прохождении тренировочных тестов. Предлагается использовать генерацию строк, продолжающих частичное совпадение в ответе студента. Это позволяет выдавать подсказки следующего символа или лексемы. Описывается решение, реализованное в виде модуля типа вопроса к популярной системе дистанционного обучения Moodle.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
Изложен подход к синтезу базовых требований к информационно-образовательным пространствам (ИОП) на основе определения источников их фундаментальных свойств. Предложены онтологии понятийного контекста и архитектурные модели ИОП, на основе которых изложен способ определения фундаментальных свойств ИОП. Основой способа является выделение свойств, наследуемых ИОП по связям с высокоуровневыми понятиями, смежными в онтологиях контекста.
В статье представлен подход к нивелированию основных недостатков систем онлайн-обучения, связанных с трудностями объективного контроля знаний студентов. Предлагается метод интеграции в архитектуру образовательного портала модуля, объединяющего нейросети и генетические алгоритмы с целью более качественной обработки трудноформализуемых и неточных данных. Представлены результаты апробации данного подхода, позволившего поднять сервисы онлайн-обучения на новый уровень автоматизации, гибкости и динамичности.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 
Рассматривается модель организации электронного обучения в классическом университете. Определяются основные этапы этого процесса с учетом современных трендов в развитии электронного обучения. Введение системы электронного обучения в образовательную практику крупного университета – длительный и сложный процесс, организация которого требует комплексного подхода, включающего несколько этапов, представленных в статье.
Российская система образования находится в процессе модернизации, в котором решающую роль призваны сыграть информационно-коммуникационные технологии. Это предполагает не только оснащение учебных заведений современным компьютерным оборудованием и доступом в интернет, но и интеграцию ИКТ в процесс обучения на основе научно обоснованной методологии. Перспективным дидактическим решением сегодня является включение дистанционного компонента (e-learning) в традиционные учебные формы для структурирования и мониторинга активной самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Традиционный университетский лекционный курс может быть трансформирован в формат смешанного обучения путем сочетания очных аудиторных занятий с автономной работой студентов в интерактивной обучающей среде для повышения эффективности образовательного процесса. Рассматривается опыт создания, проведения и анализа такого курса на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова.
Данная статья посвящена интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. Дается общая характеристика образовательного процесса по русскому языку как иностранному в информационной среде, анализируются его основные компоненты, структура и содержание. Подробно описываются информационно-коммуникационные инструменты, используемые на начальном этапе при смешанной модели обучения: презентации, электронная почта, информационные и обучающие сайты, внутренние информационно-коммуникационные ресурсы университета. Авторы делятся опытом использования информационно-коммуникационных ресурсов в практике преподавания на примере подготовительного отделения для иностранных граждан МЭСИ, предлагают свою тактику и стратегию обучения.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Использование технологий e-learning в корпоративном секторе является характерной чертой обучения и развития персонала последнего десятилетия. Появившиеся в последние годы новые, более доступные и упрощенные, способы и форматы передачи знаний (вебинары, MOOCs, социальное обучение), значительно расширяют возможности корпоративного электронного обучения и а также позволяет успешно их применять в смежных HR-процессах.
ISSN 2079-5939 (Online)