МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
Цель. Целью исследования является разработка методики дистанционного обучения студентов работе с данными, использующейся в курсе обучения процессному подходу к управлению предприятием. Сложным моментом обучения разработке бизнес-процессов, предполагающих исполнение экземпляров в компьютерной среде предприятия, является взаимодействие бизнес-процессов с данными в случаях, когда процессное управление преподается студентам, обучающимся по специальности бизнес-информатика или финансово-бухгалтерским специальностям. Студенты этих специальностей, как правило, не могут самостоятельно установить сервер баз данных на домашнем компьютере для самостоятельного выполнения заданий практикума, а также не обладают необходимыми знаниями теории баз данных.
Материалы и методы. Использование в курсе свободного программного обеспечения позволяет студентам получать практические навыки работы с системой управления бизнес-процессами, а также выполнять задания курса дистанционно, установив программное обеспечение на домашнем компьютере (ноутбуке). Результаты выполнения заданий курса студенты выкладывают в кампус или посылают преподавателю по электронной почте.
Методика обучения студентов упрощенной работе с данными основана на опыте преподавания процессных дисциплин, полученном в течение четырех лет в НИТУ МИСиС и МЭСИ. Методика проверена на практике. Решения, не показавшие хороших практических результатов, не были включены в методику.
Результаты. В процессе исследования были выявлены и проверены на практике приемы работы с данными, позволяющие студентам финансово-бухгалтерских специальностей, а также студентам, обучающимся по специальности бизнес-информатика, реализовать взаимодействие бизнес-процессов с данными при обучении процессному подходу к управлению предприятием. Для достижения поставленной цели было модифицировано использующееся в курсе обучения свободное программное обеспечение с открытым исходным кодом.
Заключение. В статье представлен опыт обучения студентов методам упрощенной работы с данными, которые были реализованы в свободной системе управления бизнес-процессами предприятия RunaWFE. Изложенная методика позволяет без помощи программиста или системного администратора создавать и настраивать хранилище бизнес-объектов не только в учебных, но также и в промышленных бизнес-процессах на этапах их разработки и тестирования, что может потребоваться прошедшим обучение студентам в последующей производственной деятельности.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 
Цель этой работы заключается в концептуальном анализе текущего состояния и практической значимости некоторых подходов к принятию решений в условиях неопределенности. В статье рассматриваются подходы к принятию решений в плохо определенных и слабоструктурированных ситуациях (объекты, организации), опи- сания которых представлено в лингвистическом виде в форме экспертных знаний, субъективных оценок и гипотетических предположений. Рассмотрены ситуационный, когнитивный и семиотический подходы к поддержки принятия решений в таких случаях.
Изложение материала основано на анализе российских и зарубежных научных публикаций по всем рассматриваемым подходам в историческом аспекте. Вначале приводится описание подхода в изложении его создателей (классиков). Затем приводится краткий обзор, значимых с точки зрения автора, современных теоретических и практических работ по рассматриваемому направлению в России и за рубежом. Далее приводится авторская точка зрения относительно достоинств, недостатков, конструктивности и перспективности рассматриваемого подхода.
Результатом такого анализа является, сформулированные в общем виде основные идеи, текущее состояние, оценка практической значимости рассматриваемых подходов к принятию решений. Эти результаты могут быть полезны разработчикам систем поддержки принятия решений и преподавателям высших учебных заведений в качестве методического материала в процессах обучения студентов в областях принятия решений и искусственного интеллекта
Цель исследования заключается в анализе результатов проведения Федерального Интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) за 2014–2016 гг. по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление.
Информационную базу исследования составило информационно- методическое обеспечение (модели педагогических измерительных материалов (ПИМ) и оценки их выполнения, банк заданий ПИМ и результатов их выполнения за период 2014-2016 гг.) по направлению подготовки 38.03.04 (081100.62) Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата). В исследовании использовались контент-анализ, статистические и тестологические методы.
В обсуждении подходов к разработке ПИМ привлекались директора институтов и деканы факультеты, заведующие кафедрами, научные сотрудники и ведущие преподаватели вузов, входящих в Ассоциацию ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), а также преподаватели, являющиеся независимыми экспертами в конкурсных комиссиях и комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах исполнительной власти. На этапе разработки проводилось внутреннее рецензирование и взаимопроверка заданий, независимое рецензирование и экспертизу созданных ПИМ проводили специалисты-практики, имеющие большой стаж работы в органах исполнительной власти.
В статье рассмотрен опыт независимой оценки качества подготовки студентов, оканчивающих образовательную программу по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, приведено нормативное обоснование проведения такой оценки. Подробно проанализированы программа экзамена, структура педагогических измерительных материалов и результаты тестирования студентов. Приведены примеры заданий.
Анализ количественных показателей участия вузов РФ и студентов в Федеральном Интернет-экзамене для выпускников бакалавриата выявил востребованность экзамена и заинтересованность общественности в получении информации по его результатам, которая может быть использована для принятия различных управленческих решений с целью повышения качества высшего образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 
Базовая компьютерная подготовка является важной составной частью фундаментальной подготовки инженеров для лю- бой прикладной области. В статье показано, что целью такой подготовки всегда являлось формирование базовых теоретических представлений и практических навыков, необходимых для решения задач с применением ЭВМ путём их программирования.
На примере национального исследовательского университета «Московский Энергетический Институт» (НИУ МЭИ) проанализированы все периоды становления и последующего совершенствования базовой компьютерной подготовки. Подчёркнута особая роль технологии структурного программирования, применение которой позволяет эффективно разрабатывать легко понимаемые алгоритмы и программы для ЭВМ, содержащие минимальное число ошибок.
Особое внимание обращено на серьёзную методическую поддержку в 80-е годы прошлого столетия базовой компьютерной подготовки студентов со стороны Минвуза СССР и Научно-исследовательского института проблем высшей школы. Подчёркнута важная роль методических Советов вузов по применению вычислительной техники, координировавших в те годы и базовую компьютерную подготовку внутри вуза. Представлена разработанная тогда же в НИУ МЭИ на кафедре Прикладной математики, ведущей базовую компьютерную подготовку студентов на 1–2 семестрах, новая методика преподавания основной дисциплины базовой компьютерной подготовки с общепринятым сегодня наименованием «Информатика». «Точкой отсчёта» в этой методике являются такие фундаментальные понятия программирования как «задача – метод её решения – алгоритм решения задачи – программа для ЭВМ».
Исходя из этого, задачами основной дисциплины базовой компьютерной подготовки «Информатика», актуальными и сегодня, были определены:
– формирование у студентов формально-логического, алгоритмического мышления;
– освоение современной технологии структурного программирования, обеспечивающей эффективную разработку алгоритмов и программ для ЭВМ;
– формирование практических навыков проектирования алгоритмов любой сложности; – освоение одного из процедурно–ориентированных языков программирования.
В статье проанализированы и некоторые негативные моменты, связанные с базовой компьютерной подготовкой и проявившиеся в последние 15–20 лет в НИУ МЭИ и в других высших технических учебных заведениях России, среди которых:
– попытки субъективного выхолащивания сути, изменения цели и содержания базовой компьютерной подготовки и даже её подмена другими, «маловразумительными» по содержанию, дисциплинами;
– отсутствие унифицированной Программы дисциплины «Информатика» для высших технических учебных заведений России;
– непонимание специфичности очень интенсивного труда преподавателей, ведущих такую подготовку, и недооценка этого труда;
– явно недостаточный и сегодня уровень начальной компьютерной подготовки выпускников средней школы (в статье приводятся ре- зультаты регулярного анкетирования первокурсников НИУ МЭИ, свидетельствующие об этом);
– отсутствие методического взаимодействия высших технических учебных заведений России между собой и со средней школой по вопросам базовой компьютерной подготовки.
Подчеркнуто, что базовая компьютерная подготовка в инженерном образовании в России будет и в обозримой перспективе осуществляться в исторически сложившемся, классическом её понимании, если стране, по-прежнему, будут необходимы квалифицированные инженеры, способные логически мыслить и эффективно решать любые поставленные перед ними профессиональные задачи.
Статья посвящена оценке качества педагогической модели смешанного обучения обучающихся по курсу «БЖД» в НГТУ. Сделан выбор используемых технологий, форм, активных и интерактивных методов, использующихся в учебном процессе, средств обучения, разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения, проведена оценка качества обучения по модели смешанного обучения согласно процессному подходу.
Цель исследования состояла в оценке качества модели смешанного обучения по курсу БЖД в группах студентов с различным соотноше- нием аудиторной и электронной составляющей курса.
В эксперименте принимали участие 2 группы обучающихся: 1-я экспериментальная группа (152 чел.) – студенты всех направлений подготовки, обучающиеся по курсу «БЖД» с использованием смешанного подхода. Технологии электронного обучения использовались для обеспечения доступа к информационным ресурсам (электронным учебно-методическим комплексам по дисциплине, размещенных в электронной образовательной среде Вуза), организации самостоятельной работы, отправке преподавателю курсовых и контрольных работ, прохождения промежуточного и итогового тестирования с целью мониторинга оценки качества знаний. Смешанное обучение по моде- ли такого рода («обучение с web-поддержкой») отличается добавлением электронных образовательных ресурсов без сокращения часов на традиционную составляющую.
2-я экспериментальная группа (164 чел) – студенты, обучающиеся по курсу «БЖД» по комбинированной модели. 80% учебного времени студенты использовали дистанционные технологии для самостоятельного обучения согласно учебным планам Личное общение («лицом к лицу») с преподавателем осуществлялось во время сессии. С помощью модуля Тестирование электронной среды протестированы обучающиеся двух групп, принимавших участие в эксперименте (итоговый контроль). В порядке оценки качества модели смешанного обучения использовался процессный подход.
Эффективный метод анкетирования использовался для проведения самоанализа педагогической деятельности. Были выделены некоторые показатели мониторинга мнений, обучающихся о качестве процесса обучения по смешанной модели, оформленные в виде вопросов анкеты.
В педагогической модели смешанного обучения по курсу «БЖД» представлена структура педагогического процесса: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный компоненты. Выбор технологий, форм, активных и интерактивных методов, использующихся в учебном процессе, средств обучения сделан, разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения, проведена оценка качества обучения согласно процессному подходу, приведены результаты освоения курса БЖД в двух группах обучающихся.
Показано, что результаты освоения курса БЖД при различных структурных моделях смешанного обучения практически одинаковы. Выявлено, что для успешного освоения темы «Электробезопасность» требуется использование лабораторных стендов и тренажеров, а также дополнительная проработка во время сессионных занятий в аудитории. Показано, что для проведения самооценки смешанного обучения применим процессный подход, выявляющий область, подлежащую улучшению. Получены высокие показатели удовлетворенности качеством обучения по смешанной модели в обеих группах. Высокий уровень удовлетворенности качеством электронной среды обучения и размещенных в ней электронных ресурсов способствует организации обучения в удаленном доступе.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
Цель исследования: на основе системного анализа процесса разработки учебных планов определить последовательность укрупненных этапов разработки плана, модели и информационные технологии для реализации этих этапов.
Методы: методы и модели теории систем и системного анализа, в том числе методики и автоматизированные диалоговые процедуры структуризации целей, модели и автоматизированные процедуры организации сложных экспертиз.
Результаты: на основе анализа существующих работ по моделированию учебных планов с использованием формализованных математических постановок задачи оптимизации распределения дисциплин по годам и семестрам с учетом соответствующих ограничений показано, что сложность и размерность таких задач требует разработки специальных программных продуктов; определение исходных данных и ограничений связаны с большими затратами времени, что непросто обеспечить в реальных условиях разработки планов, и при этом проверить объективность исходных данных и ограничений для таких моделей практически невозможно. Для обеспечения полноты анализа процесса разработки учебного плана предлагается использовать определение системы, основанное на системно-целевом подходе. На основе этого определения обоснована последовательность укрупненных этапов разработки учебного плана: 1) определение (уточнение) требований к содержанию обучения; 2) определение множества дисциплин, включаемых в учебный план; 3) определение последовательности изучения дисциплин; 4) распределение дисциплин по семестрам. Разработаны модели и технологии реализации этапов разработки плана: 1) модели, базирующиеся на применении информационного подхода А.А. Денисова и модификации предложенной им оценки степени целесоответствия, реализуемой в нашей задаче в форме оценки степени влияния дисциплин на реализацию компетенций, и 2) модели определении последовательности изучения дисциплин: а) взаимосвязи дисциплин методом симплициального комплекса, и б) модели, реализуемые средствами информационного поиска с использованием информационно-поискового языка с правилами типа «условного следования за…». Для реализации моделей разработаны автоматизированные диалоговые процедуры.
Модели экспериментально реализуются на примере разработки и корректировки рабочих учебных планов по направлениям подготовки бакалавров и магистров «Системный анализ и управление», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика».
Исследования посвящены образовательным технологиям, обеспечивающим формирование и поддержку системы наставничества управленческих кадров на основе «каскадной» технологии обучения персонала. Предлагается новая форма каскадного обучения – академическое каскадное обучение, когда учреждения образования создают широкомасштабную информационно-образовательную среду на основе телекоммуникационных технологий для обеспечения сопровождения института наставничества в государственных органах и организациях.
В отличие от традиционного наставничества (передача личного опыта), слушатели и выпускники системы переподготовки учреждений образования могут передавать знания и умения, полученные ими в процессе переподготовки, молодым руководителям и специалистам своих организаций, таким образом продвигая далее инновационный образовательный потенциал учреждений образования через систему каскадного наставничества. С этой целью в учреждениях образования создается интерактивная информационно-образовательная среда на основе телекоммуникационных технологий, которая позволяет создавать и развивать единое информационное пространство, упрощать процедуру общения наставников и обучаемых, обеспечивать широкий доступ к контенту. Телекоммуникационные информационные технологии являются не только мощным инструментальным средством, интеллектуальным орудием и средством создания среды каскадного обучения, но и важным фактором совершенствования всей методической системы наставничества. Предложено создание широкомасштабной информационно-образовательной среды на основе телекоммуникационных технологий для каскадного обучения, когда учреждения образования могут стать составной частью института наставничества. С одной стороны, они готовят слушателей, в том числе, как потенциальных наставников, а с другой стороны, используя современные телекоммуникационные образовательные технологии, непосредственно участвовать совместно со слушателями-наставниками в наставнической деятельности в организациях.
Сегодня выполнение всего комплекса кадровых мероприятий возложено на кадровую службу организаций. Учреждения образования задействованы только в процессе обучения и, как правило, стоят в стороне от остальных внутренних кадровых потребностей организаций (по принципу: «научили, а дальше вы сами»). Но без совместного и постоянного взаимодействия кадровых служб организаций, и учреждений образования, обладающих, как кадровыми, так и образовательными технологиями, создать широкомасштабную систему непрерывного развития управленческих кадров в организациях практически невозможно.
Предложено расширить процесс обучения учреждений образования в государственные органы и организации через систему каскадного наставничества на основе телекоммуникационных технологий. В состав системы электронного обучения предложены средства создания, управления и доставки контента, средства организации процесса обучения и поддержки взаимодействия ее участников. Система электронного обучения обеспечивает системное представление образовательного процесса, когда основной единицей является не учебная дисциплина, а формируемая управленческая компетенция, вокруг которой строится сложный процесс взаимодействия слушателей-наставников, обучаемых и учреждения образования. В Академии управления – это взаимодействие осуществляется с использованием системы дистанционного управления процессом обучения SharePoint LMS, которая обеспечивает качественную реализацию учебного процесса. В системе каскадного наставничества дистанционное обучение базируется на современных телекоммуникационных технологиях и средствах удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научно-технической и учебно-методической информации. Наиболее перспективной моделью в этом направлении является открытое образование, доминирующей тенденцией в развитии которого становится модель личностно-ориентированного обучения, учитывающего индивидуальные, личностные качества каждого обучаемого и основывающегося на передовых педагогических и информационных технологиях дистанционного обучения.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
В настоящее время исследования по созданию интеллектуальной системы управления условно относятся к «нейрокибернетике» или «кибернетике черного ящика». Первый подход не получил значимого развития, так как моделирование элементов и структур мозга показало недостаточность современных знаний о живом мозге.
Кибернетикой черного ящика полагается, что для получения интеллектуальной системы достаточно корректно воспроизвести наблюдаемые результаты интеллектуальных процессов, притом, что не имеет значения, каким образом эти результаты получаются. Полагается, что трудностью, связанной со вторым подходом, является недостаточное быстродействие имеющихся компьютеров. Однако огромное разнообразие проявлений интеллектуальной деятельности вынуждает признать, что кибернетика черного ящика также обречена на неудачу, так как все особенности интеллекта учесть невозможно.
В настоящем исследовании, имеющем целью разработку принципов функционирования интеллектуальной управляющей системы нового поколения, применен подход, в основу которого положено соображение, что поведение интеллектуальной системы корректно отображается любой психологической теорией личности, следовательно, «кибернетизация» какой-либо достаточно экономной из них может иметь результатом универсальную интеллектуальную систему. В качестве прототипной теории здесь выбрана Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Из четырех психических функций, предложенных К.Г. Юнгом, в данном случае выбраны чувствование и интуиция, притом, что функции мышления и ощущения оставлены без глубокого анализа и только поверхностно описаны. Это связано с ограничениями объема публикации, а должное рассмотрение данных функций требует значительного объема.
Функция чувствования по описаниям, данным К.Г. Юнгом, вырабатывает отношение «самости» ИСУ к предмету – вещи, ситуации, процессу и т.д. Однако, так как никакое отношение не имеет силы действия, то выработанное отношение для наблюдателя есть «ин- дикатор» данной функцией найденной в базе знаний ИСУ «закономерной операции» (или их множества), которая может быть применена к предмету для приобретения им свойств (позитивных или негативных), приемлемых в текущем интеллектуальном процессе.
Основным назначением функции интуиции по описаниям, данным К.Г. Юнгом, является «выявление возможностей, заложенных в предмете». Так как никакое «выявление возможностей» непосредственно не преследует достижения конкретных целей (разрешения проблемных ситуаций в ИСУ), то действием интуиции ИСУ адаптируется к возможному развитию событий, внешних для ИСУ, или к адекватным изменениям ее собственного состояния.
Совместным действием чувствования и интуиции интеллектуальная система получает возможность продолжения функционирования в проблемных ситуациях, т.е. при неопределенности – невозможности использования рационального мышления, а также при «тяжелых» разрушениях структуры базы знаний системы, имеющих аналогичные последствия.
Деятельность медицинской организации предполагает обработку и анализ больших объемов информации для решения лечебно-диагностических задач и задач управления. Эффективное решение задач, связанных с внесением, обработкой и хранением медицинской информации, практическим управлением потоками информации, краткосрочным и долгосрочным планированием, экономическим, статистическим и финансовым анализом, требует применения специальных инструментальных средств.
Целью исследования является определение математических методов, а также разработка инструментальных средств для анализа эффективности деятельности медицинской организации. Использование инструментальных средств позволит повысить не только эффективность деятельности отдельно взятой организации, но и качество оказания медицинской помощи пациентам в целом.
Материалом исследования служит первичная медицинская информация, хранящаяся на сервере Microsoft SQL Server. Обработка информации осуществляется на основе экономико-математических методов, а также методов математической статистики и теории принятия решений. В качестве инструментальных средств предлагается использование автоматизированной системы управления стоимостью медицинских услуг и автоматизированного рабочего места экономиста медицинской организации. Дальнейшая обработка данных осуществляется в Microsoft Excel с помощью сводных таблиц и макросов. Для анализа эффективности по группе медицинских организаций используется статистический пакет Statgraphics.
Результаты. В статье были рассмотрены три составляющие эффективности – клиническая, организационная и экономическая. Был проведен анализ экономической эффективности на основе экономико-математических методов, а также методов математической статистики и теории принятия решений по направлениям анализа затрат и оценки использования ресурсов. Предложен механизм классификации эффективности деятельности медицинских организаций по структуре стоимости услуг. Применение полученных в исследовании результатов позволило разработать программное обеспечение, которое имеет практический опыт успешного применения в ряде медицинских организаций. Была показана целесообразность использования инструментальных средств для повышения эффективности деятельности медицинских организаций.
Заключение. Ожидаемыми эффектами от внедрения инструментальных средств в деятельность медицинских организаций являются повышение эффективности и качества медицинской помощи за счет предоставления работникам качественной медицинской информации, снижение временных затрат на работу с документами, накопление информации в структурированном и формализованном виде, удобном для дальнейшего использования. Автоматизированное рабочее место экономиста помогает унифицировать рабочие процессы и обмен информацией, позволяет провести анализ загруженности медицинской организации, отдельных врачей, отделений, получить сводку об оказанных медицинских услугах за период, а автоматизированная система управления стоимостью медицинских услуг позволяет управлять стоимостью услуг на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.
ISSN 2079-5939 (Online)