МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье предлагаются подходы к решению ряда частных задач в рамках актуальной проблемы – реализации компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Проанализирована компетентностная модель выпускника. Предложены формальные способы описания взаимосвязи компонентной структуры компетенций и средств формирования для различных видов аудиторной и самостоятельной работы студентов. Предлагаемые подходы находятся в процессе апробации при формировании и реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.
Объектом исследования данной статьи является система управления закупками региона. Рассмотрены возможности автоматизации деятельности по размещению и публикации информации о закупках для государственных и муниципальных нужд региона с учетом принципов федеральной контрактной системы.
УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ
В статье предложен подход к формированию содержания практических занятий учебного курса, учитывающий требования профессионального сообщества к компетенциям студентов и количественно оценивающий степень соответствия видов заданий и форм контроля этим требованиям. Приведено описание применения данного подхода в рамках учебной дисциплины, преподаваемой в магистратуре факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ.
В статье рассмотрены вопросы использования современных программных средств при преподавании математики в школах и высших учебных заведениях.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
Представлены методы тестирования знаний учащихся и алгоритм анализа ответов на примере гуманитарных дисциплин. Данные методы основаны на комбинации традиционных методов тестирования и применении аппарата нейронных сетей. Уникальность алгоритма позволяет использовать его в различных сферах анализа естественно-языковых текстов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Проанализированы направления исследований в области образовательного медиапространства. Сущность понятия рассматривается в рамках следующих подходов: системный, ментально-эмоциональный, личностно-развивающий, компетентностный, содержательный, социально-географический, дистанционный и локально-постерный.
В работе рассматриваются методы регулярного обновления образовательного контента на основе модели предметной области вуза в виде онтологии. Предложены методы управления перспективными информационными запасами вуза, возникающими в результате индивидуальной и коллективной работы преподавателей и студентов с внешними источниками знаний с использованием современных информационных технологий совместной работы.
В статье показано, что искусственный и естественный интеллекты связаны со сложностью организации систем (сред), ими наделенными, в процессе их жизнедеятельности (функционирования). Аутопоэтический характер живых систем определяет отличия естественного интеллекта от искусственного. Искусственные среды влияют на формирование и проявление интеллектуальных способностей погруженных в них пользователей. Введено понятие диффузного интеллекта как синергетического взаимообъединения искусственного и естественного интеллектов в организованной среде.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Обсуждаются проблемы построения объективных моделей учебной дисциплины, процессов обучения, контроля знаний и компетенций, автоматизированной генерации тестов с использованием формализованных понятий тестологии, семиотических и математических моделей педагогических процессов.
В статье описан анализ, постановка и решение задачи оценки рукописей с использованием разработанного программного комплекса поддержки принятия решений «УНИКУМ», реализующего новые методы принятия решений МУЛ и УНИКУМ. Для решения задачи прогнозирования оптимальных тиражей авторами разработана соответствующая методика.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье приведен пример привлечения студентов к выполнению значимых для Республики Коми информационных проектов, применения современных информационных технологий в культуре, в частности, при создании мультимедийных дисков. Описывается проект по созданию мультимедийного диска «Медное художественное литье: кресты, иконы, складни XVI–XX вв. из собрания Национального музея Республики Коми».
Внедрение в российские школы модели «1 ученик : 1 компьютер» является одной из ключевых стратегий модернизации российского образования [1]. Данное исследование изучает и анализирует пути использования мобильных устройств в школах на ежедневной основе, на примере 2-х российских школ. А также определяет основные направления в изменении учебного процесса при использовании электронных информационных ресурсов и технологий.
ISSN 2079-5939 (Online)