Preview

Открытое образование

Расширенный поиск
№ 5 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

4-10 2629
Аннотация

Справочные материалы об «Introduction, Methods, Results and Discussion» – общепринятом международном формате научных статей – сегодня широко доступны для российских исследователей, однако проблема нехватки знаний о нем все равно возникает у многих авторов, особенно начинающих. Регулярно выявляемые погрешности в структурировании статей стали фактором, определившим цель данного исследования: сопоставить характер информации, предлагаемой в таких источниках, со специфическими трудностями, которые часто испытывают именно начинающие авторы при подготовке своих статей.

В качестве основных материалов для анализа были использованы источники на русском и английском языках, опубликованные преимущественно в 2010-ых годах и посвященные проблемам структурирования научных статей в указанном формате. Кроме того, в ходе исследования учитывались результаты оценки качества научных документов, проводимой в Российской государственной библиотеке в период с 2013 по 2015 год, в том числе на наличие некорректных текстовых заимствований с помощью специализированного программного обеспечения «Автоматизированная система специализированной обработки текстовых документов». Основными методами исследования выступили структурный и сравнительный анализы текста.

Результаты исследования показали, что информация о рассматриваемом формате научных статей в общедоступных источниках часто носит противоречивый характер или нуждается в оговорках. Мера необходимости того или иного композиционного элемента, степень подробности в описании новых или уже известных результатов и другие подобные аспекты трактуются авторами таких источников по-разному. Более того, не совпадают представления о самой структуре научной статьи: чаще она рассматривается как своего рода единство содержания и формы, но иногда ее описание заменяется перечислением чисто внешних элементов, например, языковых клише. Анализ наиболее распространенных погрешностей в структурировании статей позволяет предполагать, что отчасти они могут быть вызваны именно недопониманием авторами того, что же, собственно, подразумевают те или иные требования.

Проведенное исследование позволило заключить, что на данный момент источники, посвященные вопросам подготовки публикаций, могут оказать начинающим авторам значительную помощь только при условии их вдумчивого отношения к содержанию таких материалов, а также к своей собственной научной деятельности.

УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ 

11-26 1140
Аннотация

Целью исследования является изучение функциональных возможностей модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle для реализации информационно-образовательных и учебно-исследовательских ресурсов для обучения студентов вузов по дисциплинам технического и естественнонаучного профиля.

Рассмотрен научно-практический и методический опыт разработки, реализации и использования в учебном процессе междисциплинарной автоматизированной системы обучения в системе Moodle. Представлена структура типового учебного курса и изложены рекомендации по реализации информационно-образовательных ресурсов для различных видов учебных занятий и самостоятельной подготовки студентов. Рассмотрены особенности подготовки учебно-исследовательских ресурсов для выполнения лабораторных работ с использованием программного обеспечения в пакете MatLab. Рассмотрен опыт реализации дисциплины «Дистанционные образовательные технологии и электронные средства обучения в научной и образовательной деятельности» для подготовки аспирантов в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева. Предложенные подходы к реализации информационно-образовательных и учебно-исследовательских ресурсов в междисциплинарной автоматизированной системе обучения могут быть применены для широкого круга аналогичных дисциплин технического и естественнонаучного профиля в многоуровневой системе подготовки выпускников.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

27-34 1085
Аннотация

В статье рассматриваются результаты использования технологий трехмерной печати (3D-печати) для обучения студентов основам компоновки космических аппаратов.

Целью методической работы являлось внедрение в учебный процесс технологий быстрого прототипирования для совершенствования навыков студентов по внутренней компоновке бортового оборудования КА.

Кроме основной цели дополнительно достигается и вторая цель – ознакомление студентов с основами CAM-технологий, что позволяет восполнить существующий в учебном плане пробел в образовании студентов в области основ информационной поддержки жизненного цикла изделий ракетно-космической техники.

В рамках учебного курса введены шесть практических занятий, на которых студенты, используя навыки, полученные при изучении соответствующего раздела дисциплины «Инженерная графика» выполняют компоновку КА с использованием пакета геометрического моделирования SolidWorks, а затем печатают на 3D-принтере прототипы элементов компоновки и собирают компоновочный макет. Для создания натурных макетов компоновки используется одна из наиболее доступных технологий быстрого прототипирования: экструзионная технология 3D-печати. Практическое изучение работы 3D принтера позволяет студентам в общих чертах ознакомиться с принципами программирования других станков с числовым программным управлением. Первый опыт интеграции в одном учебном курсе компьютерных технологий геометрического моделирования и трехмерной печати показал, что работа с физическими макетами существенно повышает интерес студентов к изучаемому курсу.

Поскольку готовый материальный макет «не прощает» ошибок компоновки в отличие от виртуального макета, где интерференция компонентов может остаться незамеченной, работа над проектом потребовала от студентов большей вовлеченности и ответственности.

Коллективная работа над проектом оказалась полезным тренингом групповой работы по решению общей творческой задачи. В ходе первых испытаний методики были уточнены возможности 3D-принтера и программы слайсера. Стало понятно, что цикл изготовления макета детали составляет в среднем 2–3 часа на один компонент включая 1–1,5 часа работы принтера. Установлено, что крупные блоки необходимо делать сборными (состоящими из кор- пуса и крышки) для экономии материала. Общий объем пластика, затраченного на проект, составляет примерно 1кг. Также важной информацией является тот факт, что при покупке 3D-принтера для учебного процесса важнейшей характеристикой является не точность, а скорость печати.

Результаты тестирования методики были признаны успешными и в настоящее время ставится вопрос о приобретении дополнительного принтера с более высокой производительностью.

35-40 882
Аннотация

Цель исследования. В научно-образовательных учреждениях для оперативного сбора информации и управления их научно-организационной деятельностью традиционно используется электронная почта для получения электронных таблиц Microsoft Excel или документов Microsoft Word. Недостатками этого подхода можно отнести отсутствие контроля корректности ввода данных, сложность обработки полученной информации из-за не реляционной модели данных и т.д. Существуют Интернет сервисы, позволяющие организовать сбор данных в реляционном виде. Недостатками этих систем являются: отсутствие работы с таблицами справочниками; ограниченный набор элементов управления ввода данных; ограниченные возможности управления работой формы ввода; большая часть систем является условно бесплатными и т.д. Таким образом, можно отметить актуальность разработки Интернет технологии сбора и анализа данных, ориентированная на обычного пользователя, которая должна позволять оперативно определять модель собираемых данных, автоматически реализовывать ввод данных в соответствии с этой моделью и проводить контроль вводимых данных.

Материалы и методы. В рамках статьи описывается разработанная и апробированная технология оперативного сбора и анализа данных, использующая систему ввода и редактирования реляционных данных «Фарамант». Работа системы «Фарамант» основывается на модели документа, которая включает три компонента: описание структуры данных; отображение данных; логика работы формы. Все этапы технологии выполняются пользователем с помощью браузера. Основным этапом предложенной технологии является определение модели данных в виде совокупности реляционных таблиц. Для создания таблицы в рамках системы нужно определить название и список полей. Для каждого поля необходимо указать его название и используемый элемент управления для ввода данных и логику его работы. Элементы управления позволяют организовать корректный ввод данных в зависимости от типа данных. Для созданной модели система «Фарамант» автоматически создает форму заполнения, используя которую пользователи вносят информацию. Для изменения вида формы используется шаблон формы. Полученные данные можно просмотреть постранично в виде таблицы. К строкам таблицы применяются различные фильтры. Для обобщения информации реализован механизм группировки данных, который позволяет получить данные о количестве записей, максимальных, минимальных, средних значениях по различным группам записей.

Результаты. Данная технология апробирована на проведении мониторинга требований к услугам дополнительного профессионального образования и определения образовательных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций Иркутской области. В опросе приняли участие 2780 респондентов из 36 муниципальных образований. На создание модели данных затрачено несколько часов. Опрос проводился в течение месяца.

Заключение. Предложенная технология позволяет в короткие сроки провести сбор информации в реляционном виде, а затем ее анализ без необходимости программирования с возможностью гибкого задания логики работы формы.

41-46 803
Аннотация

Рассмотрены основные подходы к обеспечению защищённости информации в автоматизированных системах обучения, обоснована необходимость применения ситуационного управления защищённостью информации в автоматизированных системах обучения, предложена математическая модель и постановка задачи ситуационного управления, разработана методика ситуационного управления защищенностью информации.

Цель исследования. Целью исследования является обоснование необходимости применения ситуационного управления защищённостью информации подсистемой контроля и защиты информации в автоматизированных системах обучения, а также – разработка методики реализации концепции ситуационного управления.

Материалы и методы. Предполагается, что рассматриваемая автоматизированная система обучения представляет собой фрагмент более масштабной информационной системы, содержащей несколько информационных контуров, в каждом из которых обрабатывается различная по степени защищенности информация: от информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, до информации открытого доступа.

Принято считать, что технические методы, меры и средства защиты информации в автоматизированных системах обучения реализуют менее половины (около 30%) функций подсистемы контроля и защиты информации. Основную же часть функций этой подсистемы составляют организационные мероприятия по защите информации. Очевидно, что задача обеспечения защищённости информации в автоматизированных системах обучения связана с принятием решения по рациональному выбору и правильному сочетанию технических методов и организационных мероприятий. Условия практического применения автоматизированных систем обучения изменяются во времени и трансформируют ситуацию принятия такого решения, а это с необходимостью приводит к применению методов ситуационного управления.

При реализации ситуационного управления задача защиты информации в автоматизированной системе обучения решается подсистемой контроля и защиты информации путём распределения процессов обеспечения защищённости информации и ресурсов подсистемы элементами автоматизированной системе обучения с учётом изменяющихся условий функционирования.

При регистрации в системе события, связанного с возникновением угрозы защищенности информации, относящегося к одному из элементов ситуационного множества дестабилизирующих факторов, происходит формирование базовых множеств альтернативных управляющих воздействий ситуационного управления, затем - множества допустимых решений вариантов ситуационного управления. Лучшим признается такое решение, которое обеспечивает экстремум целевой функции ситуационного управления защищенностью информации.

Результаты. Рассмотрены основные подходы к обеспечению защищённости информации в автоматизированных системах обучения, обоснована необходимость применения ситуационного управления защищённостью информации в автоматизированных системах обучения, предложена математическая модель и постановка задачи ситуационного управления, разработана методика ситуационного управления защищенностью информации.

Заключение. Разработанная методика ситуационного управления защищенностью информации в автоматизированных системах обучения предполагает участие оператора в выработке и принятии решений (диалоговые процедуры постановки задачи ситуационного управления, формирования базовых множеств альтернативных управляющих воздействий и т.д.).

Другая важная особенность методики состоит в необходимости использования предварительно разработанных моделей (модели ситуации принятия решений, модели координации и планирования работы подсистемы контроля и защиты информации, модели переработки информации о состоянии этой подсистемы, модели анализа и оценки результатов), а также базы данных, полученной на основе опыта эксплуатации систем защиты информации в автоматизированных системах обучения.

Реализация концепции ситуационного управления защищенностью информации обеспечивает своевременную адаптацию алгоритмов и параметров системы защиты информации к изменениям внешней среды и к характеру решаемых задач внутри систем обучения и на этой основе позволяет улучшить характеристики системы защиты информации в автоматизированных системах обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

47-52 925
Аннотация

Целью исследования являются интеллектуальные обучающие системы для планирования и отработки индивидуальных программ обучения студентов. Одной из важных составляющих современных программ обучения являются индивидуальные программы практик, которые формируются с первого курса и наращиваются в процессе обучения на последующих курсах. Каждая индивидуальная программа практики формируется на основании Рабочей программы практики для конкретной группы. На последующих этапах прохождения практик производится планирование и коррекция индивидуальной программы практики для конкретного студента.

Для формирования индивидуальных программ практик используется агентно-ориентированный подход к планированию индивидуальных программ обучения. Агенты интеллектуальной обучающей системы создаются с учетом требований сервисно-ориентированной архитектуры. Для применения знаний используется интегрированный подход к представлению знаний.

В результате исследований авторами предложена архитектура интеллектуальной обучающей системы кафедры ВУЗа, использующая репозиторий учебных объектов, агенты обучаемого, оценки знаний обучаемого, формирования индивидуальных программ обучения, персональной среды обучения, методической поддержки, предприятия и телекоммуникационную систем. Показана возможность формирования индивидуальных программ практики с использованием агента методической поддержки.

Применение рассмотренных подходов и технологий позволит решать задачи формирования индивидуальных программ практик. Использование таких приложений расширит возможности интеллектуальных обучающих систем кафедр ВУЗа.

53-60 901
Аннотация

Цель исследования – поиск путей оптимизации и модернизации образовательного процесса вузов культуры на основе активного внедрения информационных технологий и интеграции дисциплин библиотечной специальности. В статье описан инновационный интеграционный проект по двум дисциплинам – «Информационные сети и системы» и «Библиографоведение», представляющий собой лабораторную работу по созданию сайта конкретной тематики. Следовало выявить, насколько междисциплинарный интеграционный проект повышает эффективность образовательного процесса, обеспечивает расширение знаний, показывает возможность их практического применения и, главное, позволяет моделировать информационную среду и развивать навыки по реализации интегративной функции в будущей профессиональной деятельности.

Материалы и методы: анализ учебно-методической документации показал возможность междисциплинарной работы. Дисциплины взаимодополнимы и предоставляют условия для взаимного использования практических и лабораторных результатов, что взимообогащает дисциплины и выводит библиотечное образование на новые рубежи междисциплинарности, моделирования информационной среды будущей профессиональной деятельности, повышения ответственности студентов за свою работу на основе внедрения информационных технологий. Метод наблюдения позволил выявить и обосновать методические решения в организации лабораторной работы по дисциплине «Информационные сети и системы»: использовать наработки дисциплины «Библиографоведение», повысить эффективность поиска и экстрагирования информации в мировом информационном пространстве, начать с проектирования сайта, посвящённого конкретной персоне, использовать в разработке такое программное обеспечение, как Конструктор сайтов и др. Анализ полученных первых результатов показал проблемное поле интеграции: неготовность студентов-будущих библиотекарей брать ответственность за качество работы на себя, повышение трудовых затрат преподавателей, повышение личности преподавателя в образовательном процессе, значительное усиление роли самостоятельной работы студентов и неготовность их к ней и др.

Результаты: Проанализирован первый опыт выполнения интеграционного проекта студентами, предложены методические решения по реализации междисциплинарного проекта. Подробно описан предлагаемый к использованию сервис на основе Конструктора сайтов. Проанализированы его возможности: выбор макета, темы оформления, хостинга для размещения, подключение виджетов, размещение ссылок на сторонние ресурсы и пр. – для овладения этой информационной технологией студентами-библиотекарями. Подчёркнута возможность дальнейшего развития полученного на занятиях по дисциплине «Информационные сети и системы» проекта «Сайт конкретной персоны» в рамках курсовой по другим дисциплинам и выпускной квалификационной работы. Увидены и названы проблемные зоны современного образовательного процесса: сложность в постижении информационных технологий для сегодняшнего уровня абитуриентов библиотечных специальностей, нежелание студентами нести ответственность за результат и неумение управлять собственной самостоятельной работой и др.

Заключение: Отмечена актуальность интеграционного междисциплинарного проекта и соответствие его новой образовательной парадигме – моделированию информационной среды будущей профессиональной деятельности. В этом важнейшее значение имеет внедрение информационных технологий в образование и научно-исследовательскую работу студентов. Интеграционный проект реализуется в институте культуры при подготовке будущих библиотекарей.

61-67 1390
Аннотация
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют от ученика не только осваивать конкретные предметные знания и навыки в рамках отдельных предметов, но и уметь применять эти знания при решении реальных проблем в реальном мире. Поэтому современными образовательными стандартами обоснована важность формирования у учащихся надпредметных умений и навыков. Такие навыки можно назвать универсальными учебными действиями, которые, в свою очередь, обеспечивают еще одну важную компетенцию «научить учиться». Одним из средств формирования и развития универсальных учебных действий является проектно-исследовательская деятельность. Ученые, педагоги, психологи, специалисты в области образования проявляют повышенное внимание к вопросам организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Но ряд аспектов по этой проблематике остается недостаточно изученным. Это определяет необходимость научного подхода к созданию модели формирования ключевых компетенций современных школьников. Такая система, с одной стороны, должна соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам, а с другой, быть легко применимой для любого образовательного учреждения. В данной статье обоснована важность проектно-исследовательской деятельности как одного из средств развития универсальных учебных действий у школьников и представлена модель по их формированию в современной школе. Одним из ключевых элементов представленной модели является создание пространства для взаимодействия и активных форм применения проектного метода – научно-практической конференции с международным участием. В статье детально описана технология создания научной конференции на примере общеобразовательного учреждения Гимназии № 1517, которое проводит это мероприятие ежегодно с 2012 года. Подробно представлены все этапы работы по организации и проведению конференции: регистрация участников, организация работы секций, особенности стендовой сессии конкурса исследовательских и проектных работ, формирование экспертного совета, использование облачных инструментов для совместной обработки контента, курирование работы волонтёров конференции (событийное волонтёрство), привлечение спонсоров и партнеров конференции. Представленная технология, основанная на успешном опыте, несомненно, будет полезна для современных образовательных учреждений.
68-76 1101
Аннотация

Настоящая статья посвящена методологическим и методическим задачам проектирования дистанционного курса по лингвистике в магистратуре для российских студентов. Научно-исследовательская значимость проекта заключается в том, что разработанный электронный курс является инновационным воплощением результатов методической и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. В рамках рассматриваемого проекта планируется перенос коммуникативно-деятельностной концепции обучения в практику дистанционных форм организации самостоятельной работы студентов и моделирование на этой основе нового образовательного продукта с последующим внедрением в учебный процесс.

Цель исследования: 1) разработать методологию и методику дистанционного курса по лингвистике в магистратуре; 2) описать внутреннюю структуру проекта; 3) показать, какие профессиональные, языковые и речевые компетенции формируются с помощью виртуального кампуса; 4) представить алгоритм трансформации очного лекционного курса в дистанционный; 5) провести педагогический эксперимент, демонстрирующий возможности виртуального кампуса в реализации дистанционного обучения в магистратуре по лингвистике; 6) доказать инновационность и продуктивность дистанционной модели обучения в магистратуре по лингвистике.

Материалы исследования. В качестве материалов исследования послужили: 1) «бумажный» вариант очного лекционного курса; 2) рабочая программа лекционного курса; 3) авторская концепция магистратуры по лингвистике; 4) авторская концепция дистанционного курса по лингвистике; 5) результаты тестирования студен- тов; 6) используемые виртуальные инструменты.

Методы исследования. В процессе эксперимента использовались описательный, проектный, сопоставительный, статистический методы.

Выводы. В процессе проведения эксперимента была доказана инновационность и продуктивность трансформации очного лекционного курса в дистанционный; которая проявляется в следующем: 1) в способности развивать профессиональные, коммуникативные и языковые компетенции студентов; 2) в развитии индивидуальной траектории обучаемого; 3) в расширении социокультурного потенциала; 4) в развитии интеллектуального потенциала обучаемого; 5) в интенсификации учебного процесса. В результате проведения эксперимента 1) описана методология и методика использования дистанционных технологий при организации проектной деятельности магистров-лингвистов; 2). разработан алгоритм построения дистанционного курса по лингвистике в магистратуре; 3) разработаны методология и методика использования информационных технологий в формировании новой модели университетов в России.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

77-84 1233
Аннотация
Статья посвящена проблемам организационно-методического моделирования процессов развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций на основе использования Smart-технологий. Отмечается, что предпринимательство и успешная реализация бизнес-проектов лежат в основе экономического развития общества, при этом основным фактором развития предпринимательства в стране в долгосрочном периоде является формирование предпринимательского мышления молодежи. Предпринимательский задел молодого поколения, созданный за период учебы, обеспечит в последующем десятилетия функционирования бизнеса, приносящего доход не только самому предпринимателю, но и кадровому составу компании и, в целом, стране. Специфика восприятия новым поколением знаний, процесса обучения и формирования профессиональных навыков состоит в том, что их результативность напрямую зависит, а иногда полностью определяется степенью использования инфор- мационно-коммуникационных технологий, причем не только в процессе получения и реализации знаний самими обучающимися, но и в работе самих педагогов. Поэтому действенным и современным инструментом достижения цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся является разработка таких форм работы с учащимися, которые стимулировали бы их интерес к предпринимательству за счет активного использования информационных технологий. Представлена организационно-методическая модель подготовки и проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательского потенциала и деловой активности молодого поколения. В значительной степени элементы рассмотренной модели успешно реализованы в РЭУ им. Г.В. Плеханова на факультете  «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства», осуществляющем обучение бизнес-технологиям в актуальных областях знания для информационного общества и современного состояния экономики – бизнес-аналитики, инновационного и креативного бизнеса, антикризисного и риск-менеджмента, технологичного стратегического управления (программы MBA и мини-МВА, профессиональной переподготовки и  повышения квалификации, курсы профессиональной направленности различной продолжительности; тренинги и мастер-классы). Основная цель - сформировать у слушателей практические навыки и компетенции для управления бизнесом в современных условиях. Реализации цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи должны способствовать совершенствование системы профориентационной работы с обучающимися, создание системы непрерывной подготовки, интеграция общего и дополнительного образования по развитию предпринимательской деятельности и деловой активности в образовательных организациях высшего и среднего уровней образования. Приведен ряд рекомендаций по организации профессионального пространства ИКТ-педагога и применению различных форм работы с обучающимися с целью эффективной передачи знаний, определения их предпринимательского потенциала и развития предпринимательской активности. Современное профессиональное пространство ИКТ-педагога, особенно в таких прикладных направлениях как бизнес-обучение, должно быть ориентировано на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование – наука – практика.

БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ 

85-88 733
Аннотация
Цель статьи – совершенствование используемой методологии технологической и организационно-правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности и соответствующих интеллектуальных прав в информационной сфере глобальных телематических сетей (типа Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.). На основе проведённого анализа особенностей и возможностей применения различных методов и способов технологической и организационно-правовой защиты информационных объектов сформулированы предложения по совершенствованию соответствующего организационно-правового обеспечения. Эффективность защиты обеспечивается на основе рационального комплексирования возможных технологических и организационно-правовых методов в условиях конкретной ситуации.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-4243 (Print)
ISSN 2079-5939 (Online)