ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 
Приоритетный национальный вопрос качества образования в статье рассматривается на уровне глубинной – бытийной – функции образовательной системы, где, собственно, первый и рождается. Образование в таком случае предстает не только социальным организмом, но фундаментальной формой постижения бытия и самоосуществления человека как самоорганизующейся космобиосоциальной системы в значении интегрального образовательного результата. Именно в таком исследовательском ракурсе становятся понятными механизмы и эффекты формальной логики развития, которая переходит в философию образования в форме одномерного методологического императива и обеспечивает противоречивость образовательной практики, достижение одних педагогических целей за счет и в ущерб другим. Ограниченность педагогического мышления не просто фиксируется в парадоксах развития человека как личности и организма, но рассматривается главным препятствием на пути эволюции глобальной системы Человек-Природа-Общество. Феноменологическое осмысление проблем образования предполагает выход в пространство духовной идеи, изнутри фундирующей процесс поиска качества на разных уровнях жизнедеятельности человека, что и характеризует актуальность настоящей статьи.
Цель научного исследования: анализ факторов, лимитирующих процесс развития современного человека, а также обоснование необходимости принципиального обновления модели образования в ноосферной парадигме науки.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ научной литературы, системный анализ, аналогия, систематизация, обобщение.
Результаты исследования сформулированы в категориях философии образования и центрируют внимание читателя главным образом на ее критико-рефлексивной функции. Элиминация субъекта образования рассматривается как закономерное следствие феноменологической редукции мышления, которое теряет высший уровень Всеобщего, разделяет единое жизненное пространство на «автономные» сферы жизни и вместе с тем скрывает природный код устойчивости (здоровья) личности. Статья содержит описание процесса расщепления сознания, глубинной инверсии личности в системе биологической и социальной детерминации развития, анализ двуглавой проблемы человека (психофизиологической и духовно-психологической) и предела педагогического мышления, действующего в современной практике социализации личности обучающихся. В отсутствии в педагогике ясных представлений об онтологической структуре субъекта и завершенной концепции личности, накоплении негативного качества индивидуального и общественного образа жизни утверждается системная недостаточность и функциональная опасность традиционной бинарной модели развития. Таким образом, можно полагать, что целью и результатом современного массового образования должно стать формирование индивидуума – человека-объекта космосоциоприродной системы. При этом биогенетический закон Мюллера-Геккеля, нормирующий традиционное образование, должен потерять методологическую силу. Предлагаемая методология управления качеством образования предполагает повышение субъектности развития участников образовательного процесса, восстановление единства их личности на основе ноосферной педагогической философии и требует расширения нормативного принципа моделирования образовательной практики до антропокосмического.
С целью выявления механизмов появления позитивных перемен в формировании сознания учащихся рассмотрены факторы, определяющие природосообразность восприятия действительности. Рассмотрен ряд особенностей перехода от левополушарного к целостному мышлению. Показано, что введение ноосферного сознания в реализацию основных функций человека проявляет его способность к самоосознанию целостной системы структурно-функциональной динамики психики.
Поставлена проблема приведения системы образования в соответствие с важнейшими тенденциями в развитии научных исследований. В этой связи мыслеобраз, в виде голографической формы, рассмотрен как индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный голографический образ события, явления, предмета, наполненный информацией. Показано, что в образовательных процессах учёт динамики формирования мыслеобразов является фактором обеспечения психологического здоровья человека. Показано, что природосообразное сознание является эмерджентным в системе организации познания и постижения, когда оно неожиданно возникает из совокупных свойств сознания и проецируется на каждое индивидуальное сознание, умеющее включаться в глобальную нейросеть – ноосферу, информационный слой, коллективное бессознательное и сверхсознательное. Показано, что вместо натренированного левополушарного, клипового, терминального способа мышления, когда возможности человека ограничены и здоровье истощается, возможен природосообразный, целостный, нейросетевой, эмерджентный способ мышления, который открывает новые возможности ученика, и, главное, сберегает здоровье.
Рассмотрена такая особенность мозга как его постоянная активность, которая проявляется конкретными мозговыми колебаниями – ритмами мозга: дельта-ритмы (от 0,5 до 4 Гц), тета-ритмы (4–8 Гц), альфа-ритмы (8–13 Гц), бета-ритмы (14–40 Гц), гамма-ритмы (свыше 40 Гц) и сигма-ритмы (10–16 Гц от 13 до 14 колебаний в секунду). Каждый из ритмов является признаком определенного состояния сознания человека. Показана важность смены режима работы головного мозга и нервной системы: активность – релаксация в процессе обучения. Представлено, что перед современной системой образования и воспитания стоит задача, решение которой предлагает ноосферная психопедагогика: как формировать природосообразное сознание личности, которое позволяет открыть неограниченные ресурсы альфа-тета, сигма и гамма состояний человека. Утверждается, что в свете новейших научных открытий на современном этапе развития общества учитель должен знать и использовать в своей деятельности природосообразные образовательные технологии, цель которых формировать природосообразное ноосферное сознание личности.
Утверждается, что учитель может и должен способствовать гармоничной работе головного мозга ученика в процессе обучения. Это возможно если учитель будет применять биоадекватную методику преподавания учебных дисциплин и использовать биоадекватные учебники. Для этого учителю рекомендуется пройти курсы повышения квалификации «Целостное мышление» и «Природосообразная методика преподавания учебных дисциплин».
Устойчивое развитие общества предполагает переход общества из текущего эволюционного витка к более высокому витку без революционных сломов существующих социальных систем. Отдельная личность, играя порой выдающуюся роль в истории человечества, способна обеспечивать эволюцию сознания всего сообщества, оказываясь на вершине эволюционного конуса в момент перехода системы на качественно новый виток её развития. Совершить такой переход способна только целостная личность, человек - созидатель, обладающий высоким потенциалом гармонии. Золотая пропорция социальной структуры общества предполагает определённое соотношение сущностных категорий людей, имеющих направленность личности, которая характеризует их как созидателя, потребителя или разрушителя. Современные подходы к образованию предполагают мотивирование человека на самосовершенствование в течение всей жизни. Вопрос заключается в том, насколько педагогические системы соответствуют законам гармонии, которые обеспечивают формирование структуры золотых пропорций социальных страт, рассматриваемых не с позиции классовой принадлежности, а с позиции созидательной направленности личностей.
Анализ существующих образовательных подходов выявил, что наилучшими показателями, удовлетворяющими поставленной социальной задаче, обладает ноосферная педагогика, в основе которой лежит природосообразная методика преподавания учебных дисциплин. Она построена на принципах здоровьесбережения и здоровьеразвитиия, интеллектуальной потенциальной, системной мотивации человека к самосовершенствованию.
Природосообразная образовательная методика личностно ориентирована и позволяет учащемуся в процессе обучения совершать объект-субъектную трансформацию, в результате которой на фоне получения специальных учебных знаний умений и навыков, он получает общеучебные умения и навыки в основе которых инициируются и реализуются процессы самоактуализации, самоутверждения, самостоятельности, самоэффективности, самолидерства, самоуправления. Только таким образом выстроенная системная модель мотивации в процессе обучения формирует жизненный потенциал личности, начиная с начальных классов и до поствузовского образования, который способен обеспечить хорошее самочувствие и удовлетворить самолюбие человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым и способствовать устойчивому развитию общества в целом. Только соблюдение законов гармонии в образовательном процессе обеспечивает формирование личностей с высоким уровнем гармонии, которые будут определять и уровень гармонии в обществе. В работе рассматриваются философские, управленческие, психологические и педагогические аспекты процесса самосовершенствования личности. Особое внимание уделено вопросам формирования общеучебных умений и навыков в процессе преподавания учебных дисциплин по природосообразной методике. Описываются ключевые механизмы объект-субъектной трансформации в процессе обучения, которые обеспечивают индивидуума энергией для перехода на следующий уровень его личностного развития. Показано как природосообразная методика ноосферной педагогики позволяет сделать самоуправляемым процесс личностного роста учащегося в процессе обучения.
Темпы развития современных технологий таковы, что образовательные программы постоянно требуется дополнять новым материалом. При этом вводимые дополнения часто не учитывают ограниченность возможностей восприятия предлагаемых на занятии объемов информации. В результате значительное количество выпускников получают аттестаты об окончании образовательного учреждения, имея ряд патологий. Не смотря на усиленную нагрузку во время обучения, знаний у выпускника часто не хватает, чтобы признать его готовым к участию в современном производстве.
Ставится проблема обеспечения качества образования с помощью формирования технологии, позволяющей максимизировать знания учащихся при снижении количества сообщений, пере-даваемых на уроке. В качестве одного из путей в её решении предлагается рассмотрение образовательного процесса в виде информационной системы с сообщениями, передаваемыми в виде образов. В работе принято, что каждое сообщение отражается в сознании источника и приемника информации в виде мыслеобразов. Мыслеобразы учителя и ученика рассмотрены как свертка информации. Описана модель передачи знаковой, образной и символьной информации. Дан анализ особенностей формирования и развития мыслеобразов, предложена модель механизма передачи образной информации. Пропускная способность канала связи между участниками образовательного процесса рассмотрена как зависящая от их целеполагания, подготовленности, физиологических и эмоциональных особенностей, а также ряда других неформализуемых факторов. Выпускников образовательных учреждений предложено рас-сматривать как средства производства интеллектуального продукта, а цель получения знаний формировать исходя из определения аттрактора развития системы «учитель-ученик». Предложен принцип организации образовательных процессов: технология образования не должна нарушать соответствия между целью образовательного процесса и аттрактором в развитии взаимодействия элементов системы «учитель–ученик»; Качество образования предлагается оценивать по критерию максимизизации знаний учащихся при количестве сообщений, определяемым Федеральным государственным образовательным стандартом. Качество учебного занятия рассматривается через механизм получения знаний за время, определенное учебной программой. Знания рассмотрены как информация, воспринятая человеком и структурированная им по важности согласно целям и желаниям.
Использование принципа соответствия цели образовательного процесса и аттрактора в развитии взаимодействий элементов системы «учитель–ученик» определяет формирование природосообразных технологий, не нарушающих положение аттрактора при достижении сформулированной цели получения знаний. Уровень образовательных учреждений, для которых предлагаются модели свертки и передачи информации един для дошкольного образования, а также для начальной, средней и высшей школ. Предлагаемые модели передачи образов используются как инструмент обеспечения рациональности процесса направленного формирования знаний, являющегося следствием информационного воздействия.
Анализ технологии проведения биоадекватного урока вы-явил, что при традиционной – левополушарной методике преподавания. возникает противоречие между социальным и биологическим аспектами функциональной системы головного мозга. Это побуждает педагогов искать новые методы преподавания на основе незадействованных ранее резервов человека.
В статье воспитание и образование, как процессы формирования высших психических функций, рассмотрены как сложные формы сознательной деятельности, которые регулируются соответствующими целями и программами. Показано, что для полноценного восприятия и закрепления в памяти полученной информации важно, чтобы были максимально активизированы нейронные связи головного мозга по вертикали (подкорка – кора) и по горизонтали (левое и правое полушария). В этой связи головной мозг рассмотрен как сложная метасистема, состоящая из макро- и микро-систем, объединённых в многоуровневую организацию с множественными горизонтальными и вертикальными связями. В такой системе код восприятия, переработки и сохранения информации востребован в условиях ориентировочно-исследовательской деятельности и максимально соответствует инстинкту самосохранения личности.
Исходя из того, что левополушарная методика преподавания, разделяя разум и чувства, ведёт к «роботизации» личности, разобщению с долговременной памятью, разобщается целеполагание и природные инстинкты. Дальнейшее использование левополушарной методики преподавания в условиях компьютеризации общества, таит в себе опасность деградации последующих поколений.
Традиционный метод преподавания нарушает генетическую последовательность восприятия информации и ведёт к функциональному разобщению в интегративной деятельности мозга, формируя «туннель реальности», ограниченный кратковременной памятью, с одной стороны и узким кругозором, с другой стороны, что существенно ухудшает качество жизни, психоэмоциональное и физическое состояние личности.
Показано, что биоадекватный метод преподавания является развивающим. Пользование им приводит к раскрытию способностей и потенциальных возможностей мышления и сознания личности на физическом, творческом, межличностном, социальном уровнях, а также на уровнях принципов и мировоззренческом. Личности с целостным мышлением и устойчивой психикой способны создать общество с устойчивым развитием, которое сегодня является целью прогрессивных устремлений человечества. Биоадекватный метод преподавания на современном этапе превосходит другие методы преподавания по биологической адекватности и должен быть рекомендован Министерством образования и Министерством здравоохранения к обязательному применению в практике школ, ВУЗов и других образовательных учреждений.
Цель исследования: обосновать целесообразность использования в образовательном процессе детей технологий с дополненной реальностью в целях увеличения уровня их вовлеченности и повышения эффективности образовательного процесса. Материалы и методы. Информационную базу исследования составили научные издания, информационные и аналитические обзоры, периодические издания, монографии, информация, размещенная в сети Internet, по вопросу практического применения в образовательном процессе технологий с дополненной реальностью, методической основой данного исследования являются описательные и сравнительные методы анализа. Результаты: показано, что в образовательном процессе детей целесообразно использовать современные технологические достижения, позволяющие организовывать продуктивные взаимодействия и взаимоотношения обучающихся между собой и с учителями, преподавателями. При этом перспективными форматами реализации образовательного процесса являются учебные, деловые, ролевые игры, дискуссии, способствующие ускорению освоения нового опыта и получения новых знаний. Мир дополненной реальности имеет следующие свойства: совмещает реальное и виртуальное, взаимодействует в режиме реального времени, функционирует в трехмерном пространстве.
К преимуществам Интерактивной азбуки на базе технологии дополненной реальности можно отнести: 1) гарантированность сильных эмоциональных откликов; 2) вовлеченность и интерактивность, способствующие устойчивому запоминанию; 3) возможности взаимодействия при помощи гаджетов с искусственным миром; 4) связь Digital и оффлайн; 5) возможность проведения виртуальных уроков. Одной из главных особенностей
виртуальной реальности является ощущение сопричастности и возможность от первого лица все наблюдать. Это делает целесообразным проведения уроков целиком в виртуальной реальности. Достижение полного вовлечения в учебный процесс способствует повышению мотивации и успехам в получении знаний.
Использование в образовательных процессах технологий дополненной реальности раскрывает спектр безграничных возможностей, например, к которым относятся: участие в исторических событиях; наблюдение редчайших физических явлений; проведение манипуляций с различными объектами физического мира; осуществление химических опытов; анализирование больших объемов данных. Заключение: применение технологии дополненной реальности способствует повышению эффективности образовательных процессов. Использование виртуальной реальности позволяет не просто рассказать и показать ученикам историю мира, а проиллюстрировать мир прошлого с позиций конкретных исторических персонажей. Учащихся можно отправить в путешествия как в микрокапсулах по человеческому организму, так и выбирать верный курс для экспедиций на корабле Магеллана. Использование виртуальной реальности позволяет изменять сценарии, оказывать влияние на различные эксперименты или в игровых и доступных для понимания формах решать математические задачи.
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОБРАЗОВАНИЯ 
Донбасс является промышленным регионом, его многоотраслевые города объединяют схожие проблемы, которые значительно обострились. Военные действия на территории Донбасса способствовали появлению нового государства – Донецкой Народной Республики (ДНР), что повлекло коренные социально-экономические и политические преобразования, которые оказали существенное влияние на процессы организации жизнедеятельности региона. Строительство новой государственности, как стратегической цели ДНР, потребовало мобилизации всех видов и форм государственно-экономической политики, на ее достижение, среди которых ключевым направлениям является подготовка высококвалифицированных специалистов обеспечивающих не только управленческую деятельность вновь сформированных органов системы государственного управления, но и способных адаптироваться к новым условиям.
Как показывает сложившаяся практика образования в стране, используемые формы и методы образовательной деятельности, не позволяют, в полной мере, обеспечить решение возложенных на него задач в силу объективных и субъективных причин. Вместе с тем, в настоящее время, в Донецкой Народной Республике, начался процесс поиска путей совершенствования образования. Так, в 2015 году был принят Закон «Об образовании», который заложил правовую основу создания целостной ее системы, определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, разрабатываются новые стандарты образования. Но как показывает практика, в сложившейся системе образования, еще не выработана эффективная образовательная политика и не наработаны механизмы управления образованием, призванные обеспечить подготовку специалистов, как для социально-экономической сферы, так и для системы органов государственной власти.
В связи с этим была поставлена цель, используя инновационные формы и методы развития образовательного комплекса, провести поиск подхода, который бы в нынешних условиях развития государственности ДНР позволил провести совершенствование государственного управления образовательной отраслью как системой и государственных механизмов ее управления.
Трансформационные процессы, развитие рыночных отношений, а также спрос на повышение качества образовательных, воспитательных, учебных (дидактических) услуг дали основание к использованию основ менеджмента и маркетинга в отрасли образования и побуждают выйти за рамки только педагогических исследований этих проблем и рассмотреть их с позиции менеджмента и маркетинга.
Используя системный подход и метод «Дерево целей» предложена схема модернизации образовательного комплекса страны, в основе которой лежит система образовательного менеджмента, включающая административно-методический менеджмент, педагогический менеджмент, дидактический менеджмент. Эта система, базируется на методологии эдукологии, стратегического и проектного менеджмента, использовании новейших технологий управления и позволяет эффективно использовать ресурсы образовательных организаций.
Такой подход для определения роли и места образовательного менеджмента в системе государственного управления образованием, на наш взгляд, создаёт реальные основания для совершенствования мастерства всех преподавателей, в том числе тех, которые не имеют базового педагогического образования, для повышения компетентности всех менеджеров образования, которые являются государственными служащими.
Цель исследования. Целью исследования является обоснование необходимости и целесообразности широкого использования ноосферных подходов и технологий в управлении системой высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы и методы. Информационную базу исследования составили законы об образовании, действующие в Украине, Российской Федерации и Донецкой Народной Республике, образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также публикации ученых по исследуемой проблематике. В исследовании использовались методы: текстологические, анализа, обобщения, моделирования.
Результаты. В процессе исследования всесторонне рассмотрено понятие ноосферы, проанализированы современные теории и концепции ее развития во взаимосвязи с развитием общества, неотъемлемой частью которого является система образования. Обозначена взаимосвязь ноосферы с управлением вообще и современной системой образования, в частности. Представлена концепция ноосферного образования и исследовано ее влияние на целостное развитие личности. Выполнена сравнительная характеристика структуры и уровней системы образования Украины, Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, сопоставлены типы образовательных организаций указанных государств. Предложена структура образовательной организации высшего профессионального образования как социально-экономической системы, управляемой с позиции концепции ноосферного образования. Рассмотрены факторы конкурентоспособности образовательной организации высшей школы с точки зрения ноосферного управления. Особое внимание уделено такому внутреннему фактору конкурентоспособности образовательных организаций, как качество студенческой жизни, поскольку данная позиция, особенно с точки зрения ноосферного управления, оказывает значительное влияние на рейтинг среди потребителей. Проанализирована взаимосвязь компетенций – общекультурных, в первую очередь, – формируемых в процессе освоения образовательных программ, а также влияние, которое они оказывают на реализуемые, на их основе, функции. Продемонстрирована тесная взаимосвязь модели функционирования образовательной организации высшего профессионального образования с ее законодательным статусом. Рассмотрены и сопоставлены виды образовательных организаций высшей школы, особое внимание уделено такому типу образовательной организации, как учебно-научно-методический комплекс. Систематизированы цель и задачи такого комплекса. Заключение. По результатам исследования сделан вывод о том, что миссия ноосферного образования заключается в стратегическом прорыве в новое качество технологий мышления, социального государства, уровня жизни. С учетом ноосферного подхода в управлении системой высшего профессионального образования, его цель сформулирована как обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранному направлению области знаний, которые обладают высокими духовными, культурными и нравственными качествами, а также способных обеспечить научно–техническое, экономическое, социальное и культурное развитие государства. Перс-пективность и социальная значимость ноосферных технологий в образовании доказывают целесообразность их широкого внедрения в практику профессиональной подготовки высшей школой молодых специалистов. Направлением дальнейших исследований обозначено формирование – на основе принципов ноосферного управления – инновационной стратегии повышения качества образовательных услуг.
Статья посвящена анализу современных тенденций смены отечественной образовательной парадигмы, инициированной современными процессами реформы образования, влиянием идеи «третьей миссии университетов» на содержание образовательных программ подготовки специалистов социально-гуманитарного профиля, эффективность исполнения которых выражен в росте количества патентов, заключенных контрактов с предприятиями (НИР), исследовании проблем социальной сферы и вовлеченности университета в социально-культурную жизнь региона. В противовес губительности техногенного пути идеи «предпринимательского университета» автором подчеркивается важность внедрения ноосферных образовательных технологий развития креативности личности и социальной ответственности будущего специалиста.
Целью исследования явился поиск философско-методологических оснований концепции ноосферного образования, позволяющий дать ответ на вызов идеи третьей миссии университета в обществе и анализ степени проявления креативности обучающихся в освоении профессиональных компетенций посредством электронного обучения на примере исследования фокус-группы магистрантов профиля «Социология управления».
Основными методами исследования, позволяющими зафиксировать проявление креативности обучающимися в решении образовательных задач явились разработанные на основе внедренной в Кемеровском государственном университете системе электронного обучения «ИнфОУПро» формы погружения студента в максимально приближенную к реальности ситуацию применения полученных образовательных навыков решения поставленной проблемы.
Заведомо сформированная обучающая модель самостоятельного выбора средств и техник в решении поставленной преподавателем задачи в оценке её применения за период 2015–2017 гг. продемонстрировала рост нестандартных креативных решений среди обучающихся, позволяющая утверждать, что применение ноосферных методик развития интуитивно-образного право-полушарного мышления в гармонии с навыками дискурсивно-логического мышления позволили 73% магистрантов проявить индивидуальный стиль решения образовательных задач, демонстрировать креативные навыки личностного роста, закрепить лидерские качества самостоятельности самообучения и длительности удержания образовательного интереса обучающимся. Особенно активно и с интересом выполняются открытые творческие задания, моделирующие будущую профессиональную деятельность. Возможность инициировать интуитивно-образное правополушарное мышление в гармонии с навыками дискурсивно-логического мышления магистрантов в освоении исследовательских профессиональных навыков дают такие ноосферные образовательные технологии развития креативности обучающегося как эвристические приёмы описания действий и состояний, помогающие приблизиться к решению задачи (прием интуитивно-образного моделирования предмета исследования, приём инверсии, приём аналогии, метод свободных ассоциаций, приём фокальных объектов) и креатив-методы, методы генерирования идей, позволяющие структурировать задачу, найти решение, структурированные технологии, позволяющие чётко очертить зону поиска сильных решений творческой задачи. Дистанционная форма электронного обучения на основе возможностей системы «ИнфОУПро» показала эффективность в применении полученных образовательных умений и развитии профессиональных компетенций исследуемой группы обучающихся.
Определена роль природосообразности в расширительной трактовке для представления открытых данных при создании информационной системы управления наукой и образованием. Принцип природосообразности в нашем определении представляется как генезис и развитие систем, согласно их собственной внутренней (имманентной, естественной и/или культурной) и внешней – окружающей социально-культурной и физической, естественно-биологической природе. В этом контексте новизна исследования заключается в проработке такого важного для современности параметра в создании информационных систем как представление открытых данных. Нетривиальность работы заключается и в разработке технических требований, и в проработке возможности наполнения разрабатываемой информационной системы управления наукой и образованием открытыми данными. В статье указаны перспективы практического использования информационной системы управления наукой и образованием. Подчеркнуто, что именно с помощью использования открытых данных можно будет интегрировать все наработанные модели, инструменты, принципы и создать современную российскую информационную систему управления наукой и образованием согласно принципу природосообразности формирования систем. Сама статья носит постановочный характер, авторы продолжат работу в указанном направлении. В данном исследовании решались следующие задачи: проведен структурно-семантический анализ понятия «открытые данные»; приведены и представлены к обсуждению примеры успешной работы с открытыми данными различными организациями – государственными, коммерческими, банковскими и пр.; проведен анализ некоторых положений государственной Стратегии научно-технического развития России; разработаны требования к информационной системе экспертно-текстологического анализа научно-образовательных исследований. В результате проведенного исследования показано, что роль природосообразности в представлении открытых данных в создании такой информационной системы управления велика и продолжает возрастать в связи с развитием Интернет-технологий. Это соответствует реалиям настоящего и отражает перспективы развития систем, ведущие тренды.
В условиях быстро меняющейся социально-экономико-технической среды организации, ключевым фактором её адаптивности, в первую очередь, являются сотрудники компании, в особенности молодые динамичные люди. В данной статье проводится комплексный анализ современной проблемы трудоустройства молодёжи, цель которого выявить сдерживающие и стимулирующие факторы карьерного продвижения и мобильности на рынке труда молодых людей.
Были использованы следующие методы исследования: массовый опрос молодёжи, занятой различными видами экономической деятельности; углубленное интервью с незанятой молодёжью, имеющей среднее и высшее профессиональной образование; углубленное интервью с представителями территориальных служб занятости и работодателями.
Исследование позволило выявить, что одной из существенных проблем трудовой незанятости молодёжи является: 1. перекос на рынке труда предложений однотипных профессий выпускников учебных заведений и недостаток узкопрофильных специалистов; 2. предлагаемы е вакансии мало интересует молодёжь, т.к. со стороны работодателей предлагается незначительное число качественных рабочих мест; 3. молодые люди, имеющие высокую мотивацию развития и получившие качественное образование, как правило, сразу устраиваются на желаемую работу и продолжают своё развитие.
Данное исследование позволило вывить необходимость развития, с одной стороны, системы образования. Оно должно пропорционально соответствовать экономическому и научно-технологическому запросу регионов. С другой стороны, работодателям необходимо модернизировать свои предприятия и создавать современные рабочие места. И, с третьей стороны, молодые люди должны быть самомотивированы на профессиональное развитие и иметь выраженную профессионально-познавательную активность.
ISSN 2079-5939 (Online)