МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье предлагаются подходы к решению ряда частных задач в рамках актуальной проблемы – реализации компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Сформулирован подход к формированию иерархической модели построения тестовых заданий проверки элементов компетенций, приведены иллюстрирующие примеры. Показано применение предлагаемого интегродифференциального критерия оценки элементов компетенций для повышения эффективности управления учебным процессом. Предлагаемые подходы находятся в процессе апробации при формировании и реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.
В работе описаны способы реализации дидактических принципов современной математической подготовки студентов педвузов. Построены модель интеграции школы и педвуза, вертикальная модель непрерывной математической деятельности студентов, структурная модель математической подготовки, информационно-образовательная предметная среда по математике системы «школа – педвуз».
УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ
Рассмотрены возможности математического пакета Mathcad в плане создания анимаций различных кинематических устройств (паровая машина, стеклоочистители («дворники») автомобиля, стопоходящие машины и др.). Описаны математические инструменты пакета Mathcad, позволяющие решать алгебраические уравнения и их системы.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В работе рассмотрены функциональные возможности программного обеспечения для проведения вебинаров в приложениях, способствующих использованию дистанционных аудиовизуальных технологий в образовательной и научно-методической деятельности вузов и её переводу в открытое информационное пространство.
В статье рассматривается структура многоуровневой онтологической системы, используемой для планирования прикладных лингвистических задач в системе «OntoIntegrator». Онтологическая система включает онтологию планирования задач, онтологию моделей и прикладные онтологии. Рассматривается концепция онтологии с рефлексивным ядром, обеспечивающим возможность модификации структуры онтологии в динамическом режиме.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В статье рассматриваются особенности и достоинства параллельных и фасетных тестов и заданий, их реализация в популярных системах дистанционного обучения. Описываются принципы работы и достоинства разработанного модуля для СДО Moodle, реализующего фасетный подход к заданиям и позволяющим дальнейшее расширение.
Статья посвящена проблеме построения образовательного процесса в информационном обществе. Выявлены факторы, влияющие на образовательный процесс в информационном обществе. Построена модель образовательного процесса персонализации обучения студентов. Реализована технология обучения «Виртуальная образовательная среда персонализации обучения студентов» и оценена ее эффективность.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В ходе рыночного реформирования российской экономики проявилась тенденция ослабления ее образовательного потенциала. Обострились проблемы доступности образования и возможности его оплаты. В связи с задержкой развития инновационной модели и сырьевой примитивизацией экономики упали потребности в интеллекте и спрос на квалифицированных специалистов. Дополнительные трудности возникли в связи с переходом на так называемую двухуровневую систему образования – «бакалавриат – магистратура».
Исходя из отмеченных обстоятельств, в статье предлагается совершенствование российской образовательной системы в направлении демократизации и индивидуализации учебного процесса, имея ввиду предоставление студентам возможности выбора между различными образовательными системами и модулями, а также различные способы активизации студенческой массы (развитие корпоративного образования, предоставление возможности учёбы в созданных в России филиалах западных университетов, организация НСО на рыночных принципах, создание молодежных дискуссионных клубов, студенческих инновационных предприятий, проведение конкурсов на рыночных началах, создание в вузах «аллей студенческой славы» и прочее).
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
В статье выполнен анализ ключевых активностей жизненного цикла управления знаниями с точки зрения особенностей управления знаниями в высшем учебном заведении. На основании анализа предложена концептуальная модель архитектуры виртуального знаниевого пространства вуза. Предложенная модель является основой для разработки ядра межвузовского виртуального знаниевого пространства, на основе облачных технологий.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье анализируется возможность использования критерия значимости учебного материала для дифференциации обучения информатике студентов педагогического вуза при проведении занятий в общем потоке гуманитарных специальностей.
В статье обосновывается целесообразность междисциплинарной интеграции для повышения качества образовательного процесса в условиях широкого внедрения компетентностного подхода в вузе. На примере двух дисциплин: «Разработка и сопровождение информационных web-ресурсов» и «Компьютерная графика и мультимедиа» рассматривается методика реализации междисциплинарной интеграции и специальной подготовки в процессе выполнений комплексных лабораторных заданий проектного типа.
ISSN 2079-5939 (Online)