МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Моделируются два процесса деятельности вуза – обучение студентов, показателями которого являются характеристики успеваемости, и процесс согласования контрольных цифр бюджета на очередной финансовый год. Первый из них представлен уравнениями регрессии, второй – моделью потребительского выбора. Обе модели взаимоувязаны между собой, что позволило стипендиальный фонд оценить по показателям успеваемости.
Предлагается форма представления учебных планов, позволяющая повысить качество планирования учебного процесса в высшей школе. Рассматриваются варианты ее совместной работы с информационной системой Рособрнадзора «Планы ВПО». Дается описание электронных таблиц на основе рассматриваемой структурно-логической формы.
Данная статья посвящена рассмотрению синергетики как основы нового подхода к функционированию современной образовательной системы. Рассматриваются различные точки зрения на синергетику как методологию современных научных исследований. Предложены примеры действия синергетических принципов в гуманитарных науках. Рассматривается синергетика образования, в образовании и для образования.
УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ
Статья посвящена вопросам моделирования процесса создания открытых образовательных ресурсов (ООР). Технология обработки контента, представленная в данной статье, содержит решения для создания качественных конкурентоспособных электронных учебных курсов, размещенных в открытой информационной среде. Подробно рассматриваются инструменты виртуальной среды для создания ООР. Приводится алгоритм процесса принятия решения об обработке контента на основе нейро-нечеткой системы.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
В статье предложен метод определения степени достижения целей в области качества профессиональной подготовки с применением нечеткого логического вывода и иерархического представления образовательной деятельности. Описывается реализация продукционной модели оценки степени достижения целей в области качества в рамках информационно-аналитической системы мониторинга качества как подсистемы общей информационной системы образовательного учреждения.
Данная статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций студентов в условиях информатизации высшего образования. При этом уточняется понятие профессиональной компетенции, рассматриваются некоторые аспекты повышения эффективности ее формирования, приводится пример оценки уровня компетентности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В статье описаны инструментарий и основанная на инструментарии реализация медицинского компьютерного обучающего тренажера с виртуальной реальностью для офтальмологии, который предназначен для отработки профессиональных знаний, умений и навыков у студентов медицинских вузов в процессе обучения их врачебному делу.
Персонализация профессионального и дополнительного образования требует включения в формальное образование неформального педагогического взаимодействия, основанного на сервисах социальных медиа и массовых открытых дистанционных курсах. Рассмотрены возможности персональной образовательной сферы (ПОС) в качестве среды интеграции формального и неформального образования.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Статья посвящена актуальным вопросам построения и организации систем управления знаниями. Кратко рассмотрена история вопроса, отмечены современные тенденции развития информационных систем. Приведен анализ различных видов знаний, отмечено значение неявных видов знаний для познавательной активности и формирования новых знаний. Рассмотрены преимущества и перспективы использования методов и моделей искусственного интеллекта при построении систем управления знаниями.
В работе формализована задача конкурсного отбора и зачисления на второй и последующий курсы на примере приёмной кампании в Юго-Западном государственном университете, составлен алгоритм решения задачи.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В работе изучаются вопросы дистанционного образования, как возможности интеграции с очной формой обучения. Описываются результаты анкетирования студентов. Анализируются ресурсы использования интернет-технологий в целях повышения качества образования и создания индивидуальной траектории развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
В статье продемонстрированы возможности системы дистанционного обучения «Виртуальный Кампус» МЭСИ в процессе обучения студентов деловой переписке на иностранном языке. Деление студентов на языковые группы в соответствии с исходным уровнем владения иностранным языком позволяет максимально эффективно сочетать аудиторные и дистанционные формы обучения, реализуя такие дидактические принципы, как принцип сознательность, творческой активности, связи теории с практикой, дифференцированного подхода к обучению.
Статья посвящена интеллектуальной поддержке образовательных процессов на уровне специальности с помощью информационной системы. В работе рассмотрена интеллектуальная информационная система Современной гуманитарной академии и предложены три направления развития интеллектуальной поддержки в рамках разрабатываемой информационной системы. Эти направления включают: разработку модели обучаемого, интеллектуальный анализ качества обучения и прогнозирование качества обучения в будущем.
ISSN 2079-5939 (Online)