Предложено понимание ноосферы как среды единения индивидуального и коллективного одухотворённого разума. Определено, что ноосферное развитие невозможно без ноосферного перехода, призванного произвести научные, психологические, мировоззренческие, идеологические, социально-технологические, управленческие трансформации. Показана важность смысловых и ценностных обновлений в технологиях образования, а также акмеологических новаций. Предложена концепция ноосферного образования как система научно-теоретических, гносеологических, методологических, медико-психологических и практических взглядов на природу образования и пути достижения природосообразного эффекта в воспитании подрастающих поколений. Предложен принцип потенциальной интеллектуальной безопасности образовательной технологии.
Проведен анализ методологических аспектов управление качеством здоровья участников образовательных процессов. Показаны особенности психологии учебных занятий и условия сбоев механизма биологической обратной связи. Предложены механизмы формирования критериев отбора информации для обогащения учебной, воспитательной и опытно-экспериментальной деятельности. Обоснован приоритет ноосферного развития как обеспечение соответствия образования технологическому прогрессу при сохранении фундаментальности передаваемых знаний. В качестве стратегического ориентира определено воспитание здорового, целостного сознания в виде этапа перехода к здорово-му образу личной и профессиональной жизни.
Проведен анализ специфики нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта как инструмента создания института «новой» школы. Показано, что требования стандарта являются основой для оценки результатов образования и условий реализации образовательных программ. Образовательный процесс рассматривается в динамике формирования личности учащихся, проходящий этапы физического, творческого, межличностного, социального, принципиального, универсального развития и выходящего на уровень высшего потенциала, позволяющего говорить, не только об интеллектуальном и творческом развитии, но о здоровьеразвитии. Предложено создание образовательной системы, позволяющей формировать ценностные ориентиры в обществе, адекватные требованиям обеспечения социального комфорта, позволяющего раскрывать творческий и духовный потенциал.
Представлена фундаментальная идея – обеспечение устойчивого развития за счёт формирования экогеосферного мировоззрения, основанного на понимании гармоничного существования системы «Человек и общество – природа планеты Земля – Космос», возрождение духовного потенциала, признаваемое как ключевое условие разрешения экологической ситуации. Нацеленность на осознание глобального перехода к устойчивому развитию посредством реинжениринга в системе образования, как главного инструментария познания Мира и повышения уровня понимания роли человечества.
Рассматриваются этапы процесса познания сообразно естественному природному способу постижения человека, открытия современной методологии и архетипический код познания, сохраняющийся в славянской культуре.
Предлагается модель свертки информации в виде образа и символа. Описан подход формирования знаний в виде воспринятой информации, структурированной по важности для достижения целей её приемника. Описаны необходимое и достаточное условия полноты передачи информации. В качестве катализатора развития возможностей восприятия информации определено совершенствование культуры коммуникаций. В связи с интеллектуализацией технологических процессов, предложено образование рассматривать как производство средств производства интеллектуального продукта. Совершенствование этого производства предложено рассматривать как важнейший фактор технологического развития страны.
Рассмотрен один из подходов к построению научной методологической основы Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В качестве показателя успешности усвоения школьниками учебного материала акцентировано внимание на универсальность предлагаемых учебных действий. В рамках обеспечения биоадекватности проводимых занятий определена возможность повышения разнообразия видов используемых психологических механизмов.
Дается анализ биоадекватного образовательного инструментария как попытки реализовать систему природосообразных взглядов на сознание человека, его мышление, память в изучении различных предметов. Введение научно-педагогических принципов использования ассоциаций и творчества в организации учебного материала определяет гармонию и равновесие развивающихся биосоциальных систем. Показано, что восприятие информации одновременно по всем сенсорным каналам человека существенно повышает эффективность учебного процесса.
Предложено рассматривать учителя литературы как каменщика, знающего секрет раствора, скрепляющего авторское и читательское сознания через гармоничное соединение воображения, чувства и разума. Показано, что каждый педагог должен определить краеугольные камни, которые могут стать для него базой, на которой он выстроит свой метод преподавания. Показана важность развития ассоциативного мышления, визуализации и пробуждения творческого потенциала личности как «краеугольных камней», являющихся фундаментом открытой системы образования, взаимодействующей с различными источниками.
Исследуется феномен означивания в различных контекстах. Феноменологическое рассмотрение применяется для прояснения коррелятивной связи процессов означивания и соответствующих феноменов.
Дан анализ системных особенностей процесса социализации личности. Показана бинарность профессионального самоопределения при взаимодействии личности и общества. Рассмотрены творческие механизмы самоорганизации и реакций личности на макросоциальные и эволюционные факторы, а также важнейшие принципы формирования её социально-информационного гомеостаза. Показаны особенности системономического подхода, выявляющего личностные предпосылки профессионального самоопределения.
Обсуждается тезис важности информационной составляющей как носителя нематериальных активов в постиндустриальной экономике. Показана существенность ограничений в реализации технологических процессов из-за недостатка достоверности, объективности и своевременности актуализации знаний специалистов. В качестве рекомендаций по обеспечению соответствия актуальности учебной программы уровню технологического развития на производстве при ограничениях, определяемых требованиями образовательного стандарта к системе «учитель – ученик», предложена схема формирования творческого мышления ученика как ноосферной технологии в организации обратной связи «ученик-учитель».
На основании результатов комплексного этнологического и социально-психологического исследования в регионах южной части Западной Сибири рассматривается кризисное состояние взаимодействия коренных малочисленных этносов с доминирующим обществом. Описаны феномены деградации традиционных ценностей, их инверсия, а также проявления гиперкомпенсаторных форм адаптации представителей малочисленных этнических групп, явления нарушения баланса активации полушарий мозга и смены асимметрии. Предлагается при управлении процессами взаимодействия малочисленных этносов и этнического большинства населения, равно как и их взаимной адаптации, учитывать устойчивые архетипические особенности взаимодействующих сообществ, их психологическую зрелость и частотные показатели асимметрии мозга. В контексте исследуемых проблем проявляются признаки ноосферной направленности формируемой синтетической культуры и практики. Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (Проект No 15-01-18098).
Показана актуальность поддержки специфики общественных отношений у детей, а также необходимость обеспечения развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. Показана необходимость трансформации мышления педагога в направлении природосообразности и гуманности. В качестве существенных особенностей в обеспечении саморазвития детей и воспитателей в дошкольном образовании выделены ориентация на использование интерактивных технологий развития индивидуальности в воспитании личности, введение в образовательную технологию игровых составляющих, использование технологии развивающего обучения, использование проектных технологий, обеспечение факторов здоровьесбережения.
На примере МБДОУ ЦРР – детский сад «Малыш» изложены результаты реализации ноосферных образовательных технологий, адаптированных к специфике детского возраста. Показаны методологические возможности изобретательных задач, использования технологий компьютерной среды, эвристического обучения, музыкального воспитания, сюжетного обучения. Дан анализ важности обеспечения профессиональной компетентности педагога. Показана эффективность биоадекватной методики преподавания в практическом режиме работы ДОО. Через психолого-педагогический мониторинг творческого развития ребёнка-дошкольника проведено исследование эффективности ноосферной теории; обобщен педагогический опыт с позиций использования природосообразных средств и методов в системе обучения и воспитания.
Дан анализ опыта использования природосообразных технологий, гармонизирующих функциональные системы организма учащихся. Показаны результаты использования инновационных площадок: «Параллельно-раздельное воспитание и обучение», «Гендерная модель реализации ФГОС», «Интегративные методы обучения и воспитания». В результате инновационной деятельности повышено качество обученности школьников с разным уровнем способностей при условии сохранения их физического и психического здоровья.
Показана целесообразность гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Кардинальную реорганизацию системы образования предложено начинать с презентации учебной информации в принципиально новом, природосообразном, виде. Даны примеры обогащения учебной информации межпредметными связями, определяющими встраивание в «живую ткань» урока музыкальных и литературных фрагментов. Показано, что в период биоадекватного преподавания организация учебновоспитательного процесса поднимается на уровень сотворчества учителя и ученика.
Рассмотрена культурологическая модель ноосферной школы полного дня.
Показана важность формирования мышления личности как фактора риска заболеваемости. Описана методология реализации социальной инициативы по развитию нового стоматологического мышления у врачей-специалистов и учителей, а также детей и подростков. Предложен целостный подход к организации профилактической работы врача, обеспечивающий успешность просвещения в области стоматологических знаний и последующее формирование стоматологической культуры и здорового образа жизни. Предложена методика «проживания» материала занятия на основе личного опыта, позволяющая сохранять интерес к гигиене и профилактике с перерастанием его во внутреннюю потребность развивающейся личности ребенка.
С целью развития эффективных навыков саморегуляции у младших школьников предложена технология игрового компьютерного биоуправления психологическим состоянием ребенка. С помощью моделирования виртуальных ситуаций и условий показано, что в результате осознанного контроля собственного состояния школьник может совершенствовать навыки саморегуляции. Описаны сюжеты игрового тренинга, контролируемого по частоте сердечных сокращений играющего.
Предложены коррекционные процедуры в образовательных технологиях для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Приведен анализ соотношения результатов психологического тестирования свойств внимания и динамики ЭЭГ с эффективностью учебного процесса.
Рассмотрены проблемы психических новообразований подросткового возраста. Поставлена проблема анализа причин неустойчивости психики подростка вследствие эмоциональных изменений в его подсознании, вступающих в конфликт с сознательными установками, желаниями и мотивами. Показана связь духовного кризиса общества с актуальностью проблемы социализации подростка.
На базе теоретико-практического исследования ведущих психологических механизмов устойчивости отношений предложен ноосферный взгляд на супружество. Рассмотрен ноосферологический посыл для осознания системы супружеских отношений с позиции теории работы головного мозга. Ноосферная парадигма социального познания определена как интегративное явление, изучающее целостное, системное развитие личности, общества, социальных групп в контексте макроэволюции и психопедагогики.
Рассмотрено понятие человеческого потенциала как одного из главных ресурсов развития страны. Показана приоритетность гуманитарных наук для кардинального переустройства экономики. На уровне управленческой деятельности и мотивации личности выделены педагогическая, исследовательская, проектная и коммуникативная группы гуманитарных компетенций. Показана эффективность ноосферной парадигмы образования в ликвидации разрыва между запросами компаний и государства на компетенции специалиста и гражданина, определяющие темпы технологического развития.
I Всероссийская Школа-конференция «Ноосферное образование – парадигма качества» с международным участием проходила 5–6 ноября 2015 года на базе МБОУ «Лицей «Эврика» под эгидой Центра ноосферного здоровья, Сибирской ноосферной академии науки и образования, Российской академии естественных наук, Министерства образования и науки Республики Хакасия, Хакасского института развития образования и повышения квалификации, городского отдела образования г. Саяногорска при материально-технической поддержке ЗАО «УЭСК «КОРАЛ» (генеральный директор Владимир Александрович Питателев), Филиала ПАО «РусГидро» «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего» (генеральный директор Валерий Артурович Кяри), депутата городского совета 5 созыва Дмитрия Андреевича Костина (г. Минусинск).
ISSN 2079-5939 (Online)